пятница, 6 марта 2009 г.
Ксения Никольская. Дворец струн
В Каире, в центре Гарден Сити, спального района высшего сословия , напротив американского посольства , обнесенного со всех сторон противотанковыми надолбами и окруженного десятками вооруженных солдат, примостился небольшой особнячок, который снаружи выглядит совершенно заброшеным. Чугунная калитка слегка приоткрыта и если вы позвоните в звонок, вам навстречу выдет черный как смоль , суданский привратник, проводит внутрь в прохладное полутемное, потому что все ставни закрыты, помещение и предложит чаю, пока вы ждете хозяина, который спуститься через пару минут в гостинную.
Район Гарден Сити своим рождением обязан Nile Land & Agricultural Company, которая в 1905 году, заказала инженеру Хосе Ламба (Jose Lamba) создать новый район Каира на месте бобовых полей. Строительство новых мостов через Нил в том же году резко повысило цены на землю в районе бывших огородов. Гарден Сити занял четкий шестиугольник, ограничиваясь на западе великолепным естественным барьером - Нилом. Тут же, в здании Английского посольства на набережной, работал британский шпион и романист Лоренс Даррелл. В отличие от Замалека или Гелиополиса, расчерченных вдоль и поперек бесконечными правильными углами, извилистый план Гарден Сити напоминает лабиринт: некоторые улицы пересекаются по несколько раз, и вы заканчиваете свой путь там же, где его начинали. Блуждая по этим запутанным улицам, то и дело натыкаешься на удивительные особняки в стиле Belle époque.
Рассказывая историю этого дома, невозможно обойтись без истории семьи живущей в нем, которая уникальна, и по своему, типична для Египта. История эта похожа на сказку о принцах и принцессах , злых ведьмах и чудовищах.
1918 год. Фатима Ханем – молодая девушка из приличной семьи – кузина королевы Назли- матери будущего короля Фаруха - собирается замуж за своего возлюбленного – тоже очень амбициозного и многообещающего молодого человека- Махмуда Сабита Пашу, выпускника Кембриджа, впоследствии ставшего начальником протокола при короле Фуаде и представлявшем свою страну в лиге Арабских стран. Молодых покупают уютный особняк у греческого купца, который для него в 1890 году построил безимянный итальянский архитектор. На молодожен произвела впечатление просторная анфилада комнат и удобное, рядом с министерством иностранных дел, расположение дома. Местные жители знают этот дом как Каср эль Дубара, по имени дворца сушествовавшего на этом месте ранее, Каср эль Дубара с арабского переводиться как Дворец Струн.
Каир начала прошлого века несколько отличался от того, как город выглядит сейчас – электрическое освещение на улицах - второе после Лондона, трамваи. Женщины вслед за Сафеей Заглул – женой лидера египетского национального движения – все как одна сбросили паранжу и жадно пренимают лучшие европейские и американские новинки, обогощая их восточным колоритом. В Каире работают самые модные архитекторы и декораторы, преимущественно итальянцы и французы.
За пару лет дом Фатимы Ханем, становится самым модным светским салоном в городе, днем здесь собирались жены и дочери самых влиятельных мужчин страны на чай и бисквиты, затем за дамами заезжали кавалеры, и зачастую оставались на ужин. Хозяйка была большой модницей - любила жемчуг и высокие каблуки, предпочитала яркий маникюр, а одевалась исключительно у Masion Worth . Блестяще говорила на нескольких европейских языках , а уроки английского брала у самого Принца Эдварда Уэльского. Ее прадедушкой, по материнской линии, был солдат наполеоновской армии , который после поражения при Ватерлоо, отправился искать удачу в Египет, где и осел. Абу ель Низам, так его имя стало звучать после того как он принял ислам, является отцом оснавателем современной египетской армии и его портрет, сделанный великим Надаром висит, в столовой первого этажа.
Отец Махмуда - нынешнего владелеца дома – Адель Махмуд Сабит - рос вместе с будушим королем Фарухом и другими королевскими детьми. Семья сравнительно безболезненно пережила революцию 1952 года, и режим Нассера по началу обошел ее стороной. Адель Махмуд Сабит стал издателем известного журнала - The Egyptian Econoimic and Political Rewiew, женился на красавице – голливудской актрисе - матери Махмуда, но в 1961 все таки был арестован по обвинению в шпионаже. Махмуду с матерью удалось беспрепятственно покинуть страну при помощи американского паспорта, а сам Сабит бежал через Ливийскую границу по поддельным документам. Провел с семьей 10 лет в вынужденной ссылке в Германии, и вернулся на родину в 1980 года, где в тишине и спокойствии дожил до смерти.
Сейчас дом принадлежит Махмуду, где он живет с женой и детьми в атмосфере, которую с такой любовью и изыском создавала его бабушка. Интерьер дома уникален и не менялся с 1922 года, что доказывают фотографии того времени. Не случайно он пользуется такой популярностью у киношников, здесь снимали и французы и американцы и даже что то для Агента 007!
Войдя со двора в дом мы попадаем в огромный холл с мраморными полами, который продолжается анфиладой гостинных. При входе на стене в раме висит свидетельство о том что семья Махмуда ведет свое начало от самого пророка Мухамеда. Если вы не читаете по арабски, то на вас вряд-ли это произведет должное впечатление, меня просветил друг-переводчик. Таких семей в Египте не много, и шутки на тему , где находиться этот замечательный офис, выдающий такие свидетельства не поддерживаются даже самыми прогресивными людьми.
Напротив свидетельства – выдающийся образец арабской калиграфии изречение из Корана, написанное зеркально на обратной стороне стекла. По диагонали - на столике в углу - седло, принадлежавшее когда то последнему крымскому хану, чьим родственником является наш хозяин, еще он каким-то образом роднится с генералом Деникиным. От крымского родства, сохранился костюм, который хозяин называет черкеской, и в котором в возрасте трех лет, по традиции, фотографируются все мужчины, (Махмуд показывает мне фотографию своего сына , а потом себя), сам костюм лежит в буфете в гостинной рядом с инкрустированной табакеркой. Такие подарки раздавались всем гостям, присутствующим на королевской свадьбе принцесы Фавзии, сестры Фаруха. Основная часть мебели была приобретена мужем Фатимы – дедушкой Махмуда - на местных аукционах. Он был не чужд стиля и любил заниматься живописью, поэтому на стенах многочисленные портреты членов семьи написанные им. Справа и слева от дверей в гостинную его авторортрет и портрет любимой жены Фатимы, в духе Модильяни.
Стилистическое единство всех помещений первого этажа задают деревянные панели, которыми оформлены стены – они были заказаны в Maison Krieger . Krieger - парижский декоратор и мебельный фабрикант, который активно стал обслуживать египетских клиентов с 1904 года. Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся жилые комнаты, перестроенные под нужды большой семьи и не сохранившее былого убранства. Рядом с лестницей дверь, ведущая в столовую и кабинет с библиотекой. Здесь деревянные панели обрамляют роскошные шелковые обои, которые изрядно потрепаны, но не утратили ощущения роскоши, именно тут над буфетом, находиться портрет знаменитого предка-солдата наполеоновской армии. Столовая состоит из двух помещений темной – без окон и светлой, декорированной белым крашенным деревом, и напоминающей веранду. Светная и темная части столовой соединяют складные двери-жалюзи. Жалюзи на всех окнах – это необходимая архитектурная деталь, спасающая от безжалостной каирской жары. Из столовой можно пройти в библиотеку и кабинет, сверху донизу заваленными ценнейшими фотографиями и документами из семейного архива.
Каждый сантиметр, каждый предмет, картина или фотография в этом огромном доме может поведать интереснейшую историю, страны в целом и семьи в частности. Эти стены видели знаменитых людей и были свидетелями уникальных исторических событий.
Ксения Никольская
Фото автора
Каир, январь 2008
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Просто Ксению блог не слушается и я публикую, типа, от ее имени.
ОтветитьУдалитьБлог - он очень своенравный. Меня тоже иногда не слушается.
ОтветитьУдалитьНо эти фантастические фотографии беспорно украшают его.
Неизвесный Каир, который подарила нам Ксения делает его еще более привлекательным.
Тепер есть зачем туда возвращаться и есть что исследовать!
Каир - невероятный город! Как говорят сами египтяне " кто раз испил воды из Нила, обязательно вернется!" , разумеется Нильскую водичку лучше не пить , мб где нибудь за 4-м порогом в Судане, это метофизически!
ОтветитьУдалить