пятница, 13 марта 2009 г.
После реставрации!
Этот великолепный предмет только на первый взгляд выглядит "как новый". В действительности же он имеет длительную историю и особо значим для Муромского музея. Ведь он поступил сюда в 1919 году, в год его (музея) основания.
А создан он был в 17 веке. Собственно, на этих фотографиях он почти в своем естественном окружении. Стол - это хорошая имитация под 17 век, сделанная в 19 веке, а стул - настоящий 17 век, но не русский, а западноевропейский.
Да, наиболее продвинутые из вас угадали правильно. Речь идет именно о слюдяном фонаре, непременном атрибуте средневекового быта и разного рода традиционных средневековых процессий. Об этих процессиях у нас, к сожалению, писали мало. На память сейчас приходят разве что мои скромные работы. В одной из них я писал о некоторых разночтениях между "Сказанием.." и "Чтением..." о Борисе и Глебе. Средневековая похоронная процессия, если память мне не изменяет, стала там основанием для суждения о первичности одного памятника по отношению к другому. "Ночью тайно похоронили его". (Имеется в виду кн. Владимир.) Как тут обойтись без слюдяного фонаря?
В другой статье я перечислял случаи перемещения мертвых тел из городов, где эти достойные люди умерли, в города, где надлежало их с честью похоронить. Не такое уж редкое событие, как это может показаться! Для отдельных периодов 13-14 вв. создавалось впечатление, что покойники буквально "снуют" между городами. "Честные" похороны - не такое простое дело, как это может показаться человеку 21 века. И в них не обойтись без процессии. А процессия, соответственно, не обойдется без слюдяного фонаря.
Свет играл особую роль в средневековье. Наши современники могут почувствовать это зайдя в церковь - действующий интерактивный музей средневековой культуры и быта. Большую часть года темнело рано. Не так, как сейчас, когда день можно продлить на сколько угодно, благодаря электричеству. А тогда - колеблющийся свет свечей. Или, чаще, лучины. А в церкви - свечи и иконы.
На картинке выше видны подсвечники внутри фонаря. Их, кажется, три. Три свечи. Вот его мощность.
Для тех, кто помнит фонарь таким, каким он поступил в музей в 1919 году, произошедшее похоже на чудо. Я-то помню. А для тех, кто тогда еще не жил - вот фотографии. В начале и в процессе реставрации.
И ещё фотографии...
А теперь - внимание!
В средневековье главное - детали!
Смотрим внимательно!
Рассматриваем великолепный орнамент. Это позолота по олову.
И ещё, на мой вкус, - самое тонкое и "изьячное", как писал Лесков.
Эти мелкие цветочки на навершии! Их почти не видно, когда смотришь на фонарь издалека. И уж, конечно, на них не обращали внимания во время, например, крестного хода, непременным атрибутом которого являлся слюдяной фонарь. Их можно рассмотреть только внимательно вглядываясь в этот предмет. Воспринимая его не как инструмент, а как феномен. Рассматривая его с позиции музейщика. В этих цветочках, в их мельчайшей прорисовке, в их тонких лепестках и эмалевых средокрестиях, - в них всё Средневековье.
Но те, кто их придумывал и делал... Кто изготавливал и крепил эту тончайшую позолоченную мелочь на грубую металлическую основу... Для кого они их создавали? Для будущих музейщиков? Для Бога? Просто для себя? Чтобы было красиво?
Реставрация этого волшебного фонаря длилась почти 13 лет. С 1996 года. Нет, это не значит, конечно, что все это время над ним трудились не покладая рук. Просто не так легко найти деньги на реставрацию рядового, по меркам обильного фондами музея, предмета. Фонарь реставрировался по мере поступления помощи от добрых людей.
Не могу не упомянуть здесь об одном таком добром человеке, известном владимирском благотворителе и альтруисте. Который, правда, в данном случае, предпочел остаться неизвестным владимирским благотворителем и альтруистом.
А презентировала этот чудесный предмет Надя, сотрудник отдела фондов Муромского историко-художественного музея.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Зротике не местро в блоге pro-nasledie, товарищи!
ОтветитьУдалитьА мне кажется, что девушка очень украшает рассказ о реставрации музейного подлинника.
ОтветитьУдалитьНет! Место!
ОтветитьУдалитьВ наши дни не каждый день увидишь в природе хорошенькую и молодую сотрудницу музея.
А разве не должны мы сохранять наше эротическое наследие?!
ОтветитьУдалитьНачалось в колхозе утро...
ОтветитьУдалитьа что? конечно, барышня симпатичная и, конечно, отвлекает от фонаря )))
ОтветитьУдалитьвот только анонимов развелооооось, о!
я, кстати, сильно задумалась, едва начав читать, кто ето после такой удачной реставрации )))
ОтветитьУдалитьнаиболее продвинутые, конечно, догадались, что главное в этом посте - барышня после реставрации))
ОтветитьУдалитьВот всё не так! Не обижайте барышню. реставрация сама по себе, барышня тоже сама по себе. А анонимы всегда тянутся к эротике, это их анонимский характер такой.
ОтветитьУдалитьМда, в смысле донесения сути прэдмэта SS как фотохудожник напоролся на свои же грабли, ведь именно он пафосно выступал против музейных дизайнеров, застящих суть музейного прэдмэта! Вы, видать, любите себя в девушках поболе музейного предмета! Руки прочь!
ОтветитьУдалитьМеня особенно возмутила циничная фраза "SS, как фотохудожник"! За кого вы меня принимаете?! Не дождетесь!
ОтветитьУдалитьА за руками, граждане, следите внимательно!
Вот лозунг первого ононима "Прочь эротику из фотоискусства!" поддерживаю полностью!
ОтветитьУдалитьОй.
ОтветитьУдалитьДа нет! Да здравствует эротика!
Если в музее секса нет, то зачем туда ходить?
Вот взять этот блог например, комменарии тут вялые и не заинтересованные. А появилась прекрасная сотрудница музея и за один день 12 комментариев!!!
и потом ни от чего эта прекрасная модель не отвлекает, а наоборот привлекает. Показывает дверцу и все детали. Представьте фотографии без нее. Даже смысла не было бы их и вешать. ну фанарь, ну отреставрировали...
ОтветитьУдалить14 комментариев - это конечно достижение, но все по какому поводу?! ))
ОтветитьУдалитьМне кажется, было бы здорово, если бы были какие-то комментарии по сути, пусть и не такие обильные.
При всей миловидности прекрасной музейной сотрудницы меня больше интересует, есть ли какие-то изображения, где хоть как-то можно проследить использование такого рода фонарей, как их носили? на палках? и потом, они все-таки больше для красоты или это действительно сугубо функциональная вещь (с трудом себе представляю, как с помощью такого фонаря можно осветить путь в ночи, да еще и процесии)?
Это dmitri никак не может зарегиться.
ОтветитьУдалитьЯ хоть и не Аноним, но я скажу!
Этой публикацией поднята важная и актуальная тема, которую много лет музейные ханжи и ханжи скрывали от народа. Вспоминается яростное высказывание времен перестройки «В СССР секса нет!». Наконец-то спустя почти четверть века пришло время сказать эту правду не только про СССР!
Хочется обратить особое внимание не только на то, что презентация сотрудницы фондов Нади вызвала бурную – и вполне адекватную – реакцию.
Толчком к срыванию масок и запретов послужило заявление первого Анонима (судя по интонации, нашего выдающегося современника и знатока музейного быта и музейных ментальностей – Sorrokinа). Если бы не его энергичный жест, то секс в музее так и остался бы фигурой умолчания, пост затерялся бы среди других. А важнейшая для жизнеописания и самоидентификации музейного сообщества тема осталась бы закрытой.
Тем же, кто серьезно интересуется фонарными палками и использованием фонарей (интересно с какой такой целью?), следует обратиться не в блог, а к серьезной литературе и каталогам.
А сотруднице фондов Наде – самые наилучшие пожелания.
Да войдет ее имя в историю отечественного музейного дела как еще один шаг глобальной гендерной революции!
(И не каждый аноним виноват в том, что он аноним...)
Господи, твоя сила!
ОтветитьУдалитьХочу, все же, уточнить!
То маленькое сообщение, которое мы с Надей здесь сделали, - оно именно, что про фонарь. Именно про фонарь!
И вопросы, которые подняла систер, - важные и правильные вопросы. Я сейчас еще про это продолжу.
Еще по вопросам систер.
ОтветитьУдалить1. У нас, к сожалению, нет базы изображений, относящихся к средневековой Руси. Ну, скажем, до 17 века. А такая база была бы очень актуальна. Тем более, что и изображений-то этих относительно немного. Это объясняется, на мой взгляд, общим кризисом нашей исторической науки. Крупные обобщающие предприятия, которые давно бы нужно сделать, ей не по зубам. Посмотреть, хотя бы, что в профильном НИИ делается...
Еще причина в том, что наша наука, традиционно, ориентирована на письменные источники. И с трудом воспринимает возможности, выходящие за рамку элементарного позитивизма.
Вот по такой базе, действительно, многое можно было бы проследить.
2. Мне кажется, что было бы очень интересно выстроить ряд из фонарей, от сугубо бытового назначения к символическому, сакральному. Какое место в этом ряду должен занять фонарь, который мы с Надей здесь опубликовали - не знаю.
Но как его, этот ряд, выстраивать? Чтобы собрать сведения из фондов музеев нужно положить массу усилий. А сама музейная система не настроена на то, чтобы такие занятия поощрять.
Так, что пока - не вижу перспективы. Вопросы ставить можно, а ответы получить сложно.
В Муромском музее все-равно будут делать какую-то атрибуцию. Может, расскажут нам.
А может быть еще кто-то что скажет?
Ну, в общем, я уже пвот ето кропала, тоже для sister, пока SS успел опубликовать свое… )))
ОтветитьУдалитьРешила не править и пока не добавлять ничего, а сложить, что написалось...
Да – ранних изображений про использование выносных фонарей мало, их и самих-то не так много осталось. Что понятно - меньше всего остается предметов функциональных, которые можно использовать не только по прямому назначению (не обязательно выносить перед процессией, можно просто жилище освещать), и - что важнее - в другую эпоху...
Музейщики существа чудесные - многие знания держатся в их головах на интуитивном уровне - а задай вопрос, как вот sister - и приходим в сомнение: а правильно ли мы представляем, как оно - было...
Это выносной фонарь, ага, поэтому его носили на длинном шесте. Если на церковной процессии - то, как правило, два фонаря перед выносным крестом или иконой.
Фонари были на металлическом, железном чаще всего, каркасе, четырех-шести-восьмигранные (понятно, чтоб в разные стороны светить). Навороченные нарядные дорогие фонари наверщия еще имели такие фигурные, шатровые… Грани заполнены слюдой. Скаты граней обложены полосочками олова и как-нибудь декорировали (цветочки тут трогательные, ага – не побоюсь цветочками повосхищаться и подразнить сурового sorrokin). Олово кстати, стали только в XVI-XVII веке использовать для декора, позолота по олову
Про достаточность освещения… Ну, нам и впрямь трудно уже понять, что в полной темноте достаточно очень небольшого источника света, чтобы ориентироваться, чуть большего – чтобы разглядеть, что вокруг. Да и глаза наши уже иначе устроены, хуже мы в полумраке видим… Предки были не дураки, точно – значит, хватало им такого света.
Про процессии более раннего времени понимаю похуже. Но наверное, этот фонарь больше похож как раз на архаичные?
Любопытно, что я видел картинки, где фонарь надевается на шест, а этот, видимо, привязывался за кольцо...
ОтветитьУдалитьПро темноту и разницу в восприятии мира между человеком 20 века и человеком средневековья хорошо писал Блок, основываясь на своем опыте 1 Мировой войны.
Надо бы спросить, как он записан в КП. Откуда поступил?
Да, я тоже припоминаю, что выносные фонари просто крепились снизу на длинный шест... а здесь иначе. Хочется картинок, ага ))) и не просто фиксирующих предметы вне употребления, в витрине, а "бытовых" - чтоб видеть особенности использования...
ОтветитьУдалитьНу, а разница восприятия света и полумрака в мегаполисах и, например, в экспедиции и сейчас очевидна: в полях керосинки хватает, свечи в стакане или даже слабенького фонарика... Цитату из Блока не помню потому что )))
Блок - это, конечно, Марк Блок )). Не поэт.
ОтветитьУдалитьа!
ОтветитьУдалитьСегодня Наташа Самовер рассказала два случая, перекликающиеся с теми цветочками на навершии фонаря.
ОтветитьУдалить1. В Великом Устюге, в церкви, сняли с двери секирный замок. Тоже 17 века. Так вот, с обратной стороны этой секирной накладки обнаружилась гравировка. В чем ее смысл - не ясно. Сделали и приложили той же стороной к стене. И навсегда. Для музейщиков делали? Наташа говорит - может для Бога, все-таки. Типа, плохо делать Богородица не велит...
2. На Соловках гуляют они по монастырю. И забрели, ненароком, в келью. А там на полу большущие иконы разложены и человек по ним ползает, что-то подмазывает. Мы, говорит, как посмотрели, не удержались и говорим ему. Ой, говорим, да как-же такую-то мазню вешать?! А он говорит - Не боись, говорит, дефки, они высоко будут, снизу не видно! Мы, говорит, и ушли. А потом рассказали нам, что это бандиты подарили. Ну, дареным, как говорится, не смотрят..
Но история этим не кончилась. Узнаю потом, говорит Наташа, как иконы-то эти. А нет их, говорят. Там, говорят, температурный режим не того. Так они, бедные, облезли все за сезон. Их и сняли.
Наташин вывод. Бог не фрайер. Он все видит. И, иногда, не только видит, но и действует.
ну, это как свет и полумрак средневековые и наши - не понять нам людей, которые подписей под соими изделиями не ставили. Не потому что ононимы, просто сознание другое: я - часть общего, от того, как я делаю - зависит ну, не мироздание, конечно... но, в общем, гармония мира. И делали. В том числе и спины статуй, которые всегда будут стоять в нишах, и оборотные стороны накладок, которые на века останутся прикреплены к двери, и подкладки на облачения дорогущие, хотя их никто не увидит...
ОтветитьУдалитьЭто ж не нонешнее время, когда каждый кричит: это мое авторское вИдение, брррр
простите за пафос
Очень верное замечание, Jenny!
ОтветитьУдалитьDmitri
Наташа Самовер пишет мне:
ОтветитьУдалитьОчень правильный комментарий Jenny к
историям про замок и про иконостас. Средневековый человек - не индивидуалист. Он понимает, что является частью целого и от него
реально что-то зависит, в его силах сделать мир лучше. Молитвой, например, которую никто кроме Бога не слышит, искусством, которое никто кроме Бога не видит (то ли место скрытое, то ли висит высоко) или просто собственной добродетельной жизнью. Бог - ключевое звено мироздания, объединяющее его в единую систему - систему, которая в полном объеме доступна каждому человеку, находящемуся в любом участке
системы, даже в самом отдаленном, тупиковом.
Вы только потеряли важную подробность - это были не просто иконы. Это был, на минуточку, иконостас для Спасо-Преображенского собора. Эта
деталь позволяет понять уровень шока, в который дефки были повергнуты сначала воззрением на мазню, а потом и комментарием богомаза...
большое спасибо за подробности )
ОтветитьУдалитьto Dmitri: про фонари и их крепления мне интересно просто так, любопытство профессиональное что ли ) И как видите, нашлась возможность его удовлетворить
а про "В СССР секса нет!" - это ведь вырванная из контекста фраза, там изначально было про то, что у нас в телевизоре нет сцен секса. И кстати, я не считаю, что в СССР было как-то проблематично и как-то особенно ханжески. Вроде никто не жалуется, у всех, кому надо, проблем с сексом не было )
Неужели в наш "неханжеский" век, когда секс повсюду - сильно лучше и честнее? я вот сомневаюсь. И такая оживленная реакция на симпатичного музейного работника - тому подтверждение, вы уж меня извините )))
и прошу прощения за оффтоп! )
dmitri просто резвился, не ругайте его, он несерьёзно, точно-точно! а написал смешно все равно
ОтветитьУдалитьJenny, как вы могли: чтобы я, и о сексе, и несерьезно!
ОтветитьУдалить:)
Dmitri
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьИменно этим удачным решением можно объяснить такой общественный интерес к этой экспозиции.
ОтветитьУдалитьПрезидиум ICOM Россия
Нда... Некоторых людей просто заново для себя открываешь...
ОтветитьУдалитьЯ уж не говорю про "фонарь для литургии" - это, несомненно, находка, особенно для преподавателя музеологии. Но сама-то позиция какова!
ОтветитьУдалитьДа он просто искусствовед какой-то! просто Гельман! Кулик!
ОтветитьУдалитьИ таким людЯм молодёжь нашу доверяють!
греч. liturgia = богослужение. В широком смысле, одна из форм- Крестный ход. Это не поход из пункта А в пункт Б, поэтому я не стал бы вычислять, насколько ярко горит фонарь и сколько метров он может осветить. Это не в ваттах измеряется. ОН НЕ ТО ПРОСТРАНСТВО ОСВЕЩАЕТ. Так один грек ходил по солнечной Греции с фонарём. Идиот? Нет, он "искал человека".
ОтветитьУдалитьПросто нужно иметь чувство меры и вкуса. Такие публичные саморазоблачения всегда неприятны.
ОтветитьУдалитьЯ говорил, нет секса в музее, нет, нет, нет!
ОтветитьУдалитьили - нет сексу в музее? Музейщик = аскет :))
ОтветитьУдалитьуточняю: в широком смысле! рояли, мебель, витрины - не трогать!
ОтветитьУдалитьи греческий преподаете?
ОтветитьУдалитьа Фрейда?
ОтветитьУдалитьскорее Юнга : ))
ОтветитьУдалитьКарла Густава
ОтветитьУдалитьИтак, запутались совсем некторые манагеры и препы. Литургия - это по-гречески "общее дело, общественная служба". В православии литургией называется богослужение, содержанием которой является евхаристия. Все другие службы - строго говоря - литургией не называются (сверено по изданию: Полный церковно-славянский словарь 1900 г.). Крестный ход к собственно литургии не относится. Выносной же фонарь используется и сейчас при совершении крестного хода. И, по-моему, Sorrokin прав, указывая на этот свет в сакральном смысле, а не с точки зрения освещения пространства. Тем более, что во время хода ночью много свечей горит.
ОтветитьУдалитьНо вообще-то разобраться надо.
Что касается секса в музее, то замыливать эту тему не следует (как, впрочем, слишком акцетировать внимание на деталаях "телесного низа").
И базу изображений создать не вред. В Ярославском музее-заповеднике есть такие фонари.
Dmitri
В широком смысле - относится! Не зря приснопамятный О.Генисаретский говорил о "литургическом процессе", имея ввиду богослужение.
ОтветитьУдалитьВсё богослужение.
ОтветитьУдалитьОго! А тут-то сколько всего смешного написали! Но мне больше всего понравилось вот это, где по-гречески:
ОтветитьУдалить>sorrokin комментирует...
греч. liturgia = богослужение. В широком смысле, одна из форм- Крестный ход. Это не поход из пункта А в пункт Б, поэтому я не стал бы вычислять, насколько ярко горит фонарь и сколько метров он может осветить. Это не в ваттах измеряется. ОН НЕ ТО ПРОСТРАНСТВО ОСВЕЩАЕТ. Так один грек ходил по солнечной Греции с фонарём. Идиот? Нет, он "искал человека".
Очень напоминает "похоронную оргию".
Для любителей греческого привожу развернутую цитату:
"Ну, потом все опять пустились разговаривать про покойника — какой он был добрый, и какая это утрата, и прочее тому подобное, а через некоторое время с улицы в комнату протолкался какой-то высокий человек с квадратной челюстью и стоит слушает; ему никто не сказал ни слова, потому что король говорил и все были заняты тем, что слушали. Король говорил, — с чего он начал, не помню, а это была уже середина:
— ... ведь они близкие друзья покойного. Вот почему их пригласили сюда сегодня вечером; а завтра мы хотим, чтобы пришли все, все до единого: он всех в городе уважал, всех любил, и потому мы желаем, чтобы на его похоронной оргии был весь город.
И пошел плести дальше, потому что всегда любил сам себя слушать, и нет-нет да и приплетет опять свою «похоронную оргию», так что герцог в конце концов не выдержал, написал на бумажке: «Похоронная церемония, старый вы дурак!» — сложил бумажку, загугукал и протягивает ее королю через головы впереди стоящих гостей. Король прочел, сунул бумажку в карман и говорит:
— Бедный Уильям, как он ни огорчен, а сердце у него всегда болит о других. Просит, чтобы я всех пригласил на похоронную церемонию, — ему хочется, чтобы все пришли. Только напрасно он беспокоится, я и сам собирался всех позвать.
И разливается дальше самым преспокойным образом и нетнет да и вставит свою «похоронную оргию», будто так и надо. А как только вклеил ее в третий раз, сейчас же и оговорился:
— Я сказал «оргия» не потому, что так обыкновенно говорят, вовсе нет, — обыкновенно говорят «церемония», — а потому, что «оргия» правильней. В Англии больше не говорят «церемония», это уже не принято. У нас в Англии теперь все говорят «оргия». Оргия даже лучше, потому что вернее обозначает предмет. Это слово состоит из древнегреческого «орго», что значит «наружный» («открытый», и древнееврейского «гизум» — «сажать», «зарывать»; отсюда — «хоронить». Так что, вы видите, похоронная оргия — это открытые похороны, такие, на которых присутствуют все.
Дальше, по-моему, уже и ехать некуда. Тот высокий, с квадратной челюстью, засмеялся прямо ему в лицо. Всем стало очень неловко".
Да, это Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна.
ОтветитьУдалитьО,на классика Бахтина мне ответили классиком Твеном!
ОтветитьУдалитьЭто не классики, это уже шахматы!
Просто "всем стало очень неловко".
ОтветитьУдалитьА Вы не говорите от лица всех, даже словами классика. Бросьте эту привычку, как что, про духовность-бездуховность :) И Вам сразу станет легче..
ОтветитьУдалитьСм. здесь:
ОтветитьУдалитьhttp://pro-nasledie.blogspot.com/2009/04/about.html
И сразу станет легче!