воскресенье, 29 марта 2009 г.

Обыкновенная история "маленького человека"

Публикация Е.И. Сазоновой.

Проект Муромского музея «Провинциальные мемуары»

В 2007 г. Муромский музей начал проект «Провинциальные мемуары». Проект предполагает сбор, сохранение и изучение документов, раскрывающих повседневную частную жизнь обычных людей. Это документы семейных архивов: письма, открытки, дневники, воспоминания, записные книжки. – материалы, отражающие события непосредственно, без дальнейшей их «переработки» исследователями. Этот проект отвечает одной из потребностей современного человека - стремлению ближе познакомиться не с абстрактной историей, а непосредственно с человеком прошлого, с его внутренним миром, его чувствами, верованиями, жизненными ценностями. На мой взгляд, одна из важных задач отечественной исторической науки – изучение истории человеческой личности, стремление понять прошлое через человека.
Новый проект очень тесно переплетается с уже существующим проектом «Фотолетопись Мурома», в котором участвуют многие жители нашего города. Он также основан на сборе материалов у горожан. Фотографии, письма, записки, открытки в семье очень часто даже находятся в одной коробке или ящике комода, совместно хранят информацию о человеческой жизни, истории семьи.

Записки мещанина Александра Ивановича Гладкова

В начале - иллюстрации.


1. Фото неизвестного автора. Портрет сидельца в лавке. 1880-1890–е гг.
В своей «трудовой биографии» А. И. Гладков указывает, что часто работал сидельцем. В XIX столетии слово «сиделец» означало лавочник, торгующий в лавке от хозяина, по доверенности купца


2. . Церковь Иоанна Предтечи. Фото 1890-х годов.
В этом храме был крещен Александр Гладков


3. Старые дома на улице Плеханова (Троицкая). Фото В. Чернышева. 1991 г.

Предисловие.

В пятницу 2 июля 1815 года в Муроме в семье мещан Ивана Михайловича Гладкова и его жены Прасковьи Яковлевны родился сын Александр. Он был крещен в церкви Иоанна Предтечи священником о. Афанасием (церковь находилась на территории двора существующей сейчас школы № 3). Крестным отцом был двоюродный брат отца Федор Иванович Гладков, а крестной матерью – бабушка, Фекла Ильинична Сверлова. Жизнь этого человека так бы и осталась неизвестна, если бы не его дневниковые записи. Каким-то образом они уцелели и попали в руки А. Г. Иванову, который на короткое время предоставил их сотруднице Муромского музея. Она, в свою очередь, сделала ксерокопию части этих записей. Где сейчас находится оригинал - мне неизвестно. Таким образом, к сожалению, в музее имеется не совсем полная копия этой замечательной рукописи. Боюсь, что подлинная рукопись стала жертвой алчности нынешних так называемых антикваров и неразборчивости муромских «краеведов». Все-таки история города должна остаться в музее, а не продаваться на сторону за жалкие иудины гроши.
Подлинная рукопись представляла собой, по-видимому, конволют - сборник записей разного содержания. Здесь были письма, квитанции, рецепты, приходорасходные записки и ежедневный дневник.
Записи Александра Гладкова уникальны. Не только потому, что они уцелели и сохранились до наших дней и что их вел самый обычный горожанин. Они уникальны своей откровенностью, так как не предполагались для прочтения в будущем ни для детей, ни для внуков. Ни для кого. Они уникальны тем, что записи вел не просто «маленький человек», а человек из тех, кого принято было называть «горьким пьяницей», человек, который осознавал свою беду и боролся с ней как мог, «всеми силами своей души».
Александр Иванович описывает свою жизнь подробно, не украшая свои поступки. Постепенно мы узнаем, как из довольно сообразительного и смышленого молодого человека, который на заре своей трудовой деятельности обеспечивал материально не только родителей, но и сестер. братьев, получился заурядный семейный дебошир, потерявший работу, замучивший своим пьянством и себя, и близких родственников. Но при всем при этом, записи Александра Гладкова подкупают своей честностью, вызывают сочувствие и уважение к этому человеку.
Собственно ежедневные дневниковые записи начинаются с 1863 года и обрываются 14 ноября 1865 года. Все записи автор поделил на три раздела: «Жизнеописание» - о своей частной жизни, «Записи о погоде», «Явления в мире народа» - о городских событиях и о жителях города Мурома.
До 1851 года Александр Иванович дает «Краткий очерк моей жизни», который начинается с описания не безмятежного детства, а трудового отрочества: «Учился грамоте в Муроме у жены священника Николы Набережного Ивана Родионовича. Только выучил Часовник, потом отец учил писать немного арифметике. Писать я немного мог по складам, и то с трудом, и арифметику знал тоже плохо. И тут меня отдали в подносщики…» Далее, вплоть до 1863 года, Александр Гладков подробно восстанавливает свою трудовую биографию (по-видимому, он пользовался какими-то своими более ранними записками, так как многие мелкие детали невозможно удержать в памяти). Здесь указана и дата «начала пьянства» и причина этого поступка: «Но с 10 июля в моей жизни настал другой период. Это было от роду мне 39 лет, и с начала 40 года я решил простое вино пить от большой обиды и даже напрасной, нанесенной мне комиссионером ростовским 1 гильдии купцом Павлом Ивановичем Кокуевым». Рядом надпись на полях: «10 июля 1854 года день начального моего пьянства и день памятный». Из дневника Александра Гладкова мы узнаем о ежедневной жизни городских обывателей середины XIX столетия. У автора довольно широкий круг родственников и знакомых; в родстве состояли такие известные в Муроме фамилии, как Дегтяревы, Мяздриковы, Стуловы, Перловы. Жена Александра Гладкова происходила из рода купцов Тагуновых. Она родила ему тринадцать детей. Большинство из них умерло в младенчестве, до взрослого возраста дожили только четверо: сыновья Павел, Константин, Иван и дочь Павла. Проживал Александр Гладков в доме своего отца на улице Троицкой (современная Плеханова), через два дома от усадьбы «барина Дмитрия Сергеевича Епишева».
Кроме фактов частной жизни, в Записках встречаются интересные сведения о событиях в Муроме, например, описание постройки и открытия в Муроме водопровода или описание Нижегородской ярмарки.

Полная публикация Записок Александра Ивановича Гладкова предполагается мною в специальном издании. Здесь, в блоге, я приведу только некоторые отрывки.

1860 год

С 1 января по 9 февраля служил в Муроме у Вишнякова занимаясь сверх-частным по Погостинской дистанции. Но как управляющий Никитенко назначил тяжелый объезд (это было в сырную неделю). То от беспокойствия по занятию и от малого сна я, приехавша в Манаково, приказал лошадей покормить, а сам, вшедши, вздумал отдохнуть. Это было 9 февраля, и в это время приехал управляющий Никитенко, и меня разбудила сидельчиха Алексеева (по роду Петра Михайлова Веселкина дочь) свекровь. И как я мало спавши, и к тому не выпивши, встал как сумасшедший, и хорошенько не помню, как у меня отобрали деньги и журнал. И посему управляющий Никитенко сочел меня бесчувственно пьяным и за это уволил, хотя после и просился, но не принял.

…………

В этом году прочел всю Библию, Ветхий и Новый Завет и вторично первый том бытейных книг Моисеевы, 1-я Бытия, 2-я Исход, 3-я Левит, 4-я Числа, 5-я Второзначения Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь. Царства 1-я, 2-я, 3-я, 4-я. Второй том Паралипоменон 1-я и 2-я. Ездры книга 1-я Неемия Ездры 2-ю Книгу Товита, Иудифь, Есфирь, Иова, Псалтырь притчей Соломоновых. Екклизиаста Песнь Песней. Премудрости Соломони Иисуса сына Сиракова.
И так по 10 апреля служил 40 дней, а с 9-го февраля без должности.
Не пил вина с 10-го июля 1859 года по 6 января 1960 года, 180 дней около 6 месяцев, а пил с 6 января по 15 февраля 40 дней, и пост вел как не пил. Ныне опять пью и грешу .

………..

Пробывши по 10 апреля без должности и 20 апреля отправился из Мурома путешествовать, молиться Богу к преподобному Сергию и в Москву, и в том месте приискивать должности. Прибывши во Владимир 25 апреля и пробывше во Владимире более суток у своих знакомых у Ивана Николаевича Белянинова и Петра Федоровича Курбатова, которые были в это время подвальными, и у Николая Ивановича Заяшникова, которыя меня приняли хорошо. Но напившись до пьяна, спал на леднике в Осьмушном П.Д. (питейном доме – Е.С.) у сидельца из Макаров Ивана Васильева Легостина, где у меня пропала из кармана денег более 2-х рублей серебром. И потом, опять напившись до пьяна, валялся на бульваре противу присутственных мест. 26 апреля отправился к брату .

……..

Из Москвы я отправился 26 мая к Владимиру по шоссе через города Богородск и Покров. В Покрове заложил брюки и жилет бумажного трека у сидельца муромского мещанина Ивана Ипполитова Рябова в 50 копеек серебром. В Ундоле сиделец из солдат Алексей Иванов угостил меня водкой и чаем (этот сиделец из этого питейного дома сменял брата Владимира 29 августа 1859 года).
В город Владимер прибыл 31 мая и, пробывши 1-е июня, испивши водки у подвальных Курбатова и Белянинова. У первого занял 50 копеек серебром денег. 2-го июня отправился к брату Владимиру в село Борисовское.
В село Борисовское прибыл 2-го июня и прожил в нем до 25 июля, то ест 55 дней, а всего в оба раза 62 дня. И в это время моего пребывания у брата, писал просительное письмо к Павлу Ивановичу Кокуеву о принятии меня на службу. Письмо было послано 8-го июня, поджидая Павла Ивановича письма, да уже как и паспорт истекал ему срок, также и его намеревался поджидать. И в эти 55 дней занимался, высчитывал десятичные таблицы, переложения спиртов на разные доброты вин. Жрал до обжорства, пил до пьянства и спал до безумия. Ездил раза два во Владимир с братом, и в том провел эти 55 дней. Во время моего прибывания в селе Борисовском родилась в Муроме дочь Наталья 7-го июня и, поджидая 47 дней письма Павла Ивановича Кокуева, не дождался. Паспорт получил 20-го июля. С 10-го июля как день в жизни моей незабвенный, перестал водку пить и просил Бога и всех угодивших ему, чтоб с этого дня не пить водку. Но за грехи мои Бог моих молитв не приемлет – рассуждая и положил в уме своем отправиться опять в Москву - искать какое-нибудь место, даже постыдного, или пропасть. Но Богу было сделать угодно другой оборот.
И так мы с сестрой Прасковьей отправились из села Борисовское 25 июля, прибывши во Владимир того же числа, я все-таки имел намерение отправиться в Москву. Но имея при себе денег, данных мне на дорогу братом 5 рублей да выработанных мною у приказчика Степана Иванова при Борисовской станции за письмоводство 2 рубля. Всего 7 рублей. Зашевелилась такая огромная сумма в кармане, того не воображая, что сам в долгу, дети оставленные без пропитания, платья нет ни у себя, ни у жены, ни у детей, и кормят детей шурья, должности нет, надобно приискивать. Нет! Безрассудное пьянство взяло верх. Начально вздумал выпить красненького, потом чайку, потом опять красного, и потом отправился в подвал к Белянинову и Курбатову, и, напившись до пьяна (и так не удержался при втором зароке от пьянства 10-го июля), и пил во Владимире 25, 26, 27 и 28 июля, пропивши более 2 рублей серебром. Но, рассудивши, что при мне денег мало и к тому же потерялся от пьянства, и по сему не заблагорассудил идти в Москву, а отправиться с сестрой в Муром и прибегнуть к шурьям (к добру или к худу не известно, но так было Богу угодно вместо Москвы быть в Муроме). И так от пьянства, как сумасшедший, отправился из Владимира.

……..

Но действительно Судьба вела меня в Муром видеть дочь Наталью, которая померла в августе месяце, и еще видится с родителем последний раз, который помер 25 сентября, а хоронили 27 сентября. И за это чувствительно благодарю милосердие Господне, что Господь привел родителя похоронить и последний раз видеть.
По смерти родителя не имея ни гроша денег, спасибо шурьям, снабдили 26 рублями серебром, и жену мою за хлопоты, прислал брат Владимир 5 рублей, получил с дворника, и продано после родителя его собственного платья. И так, собравшись деньгами, и по милости господней исполнил обряд погребения. Зять же, Владимир Павлов, в просьбе моей 2 рубля серебром отказал, а сестра Прасковья, утащивши кафтан после родителя и продавши его за 1 рубль 50 копеек серебром, и из этих денег шила 4-х летней девочки сестриной дочери юпку, и во время похоронных обедов во все мало помогала, а более походила на чужую, но не дочь покойного родителя.
Итак, проживая в Муроме без должности с 31 июля и по 31 декабря, только занималя один день у купца Смольянинова письмоводством. А потом вычитанием десятичных таблиц, переложения спиртов на полугарь, науками и чтением книг.

………

Во время года по смерть мою заниматься: понедельник – числительными науками, вторник – словесными науками, среда – чистописанием, четверг и пятница – живописью, субботу – переплет …. ? (неразборчиво). Воскресенье – чтением священным, писанием. Великий пост по 2 воскресенье Пасхи читать Библию и Чети Миней и более никаких книг. А не заниматься науками, а только читать священное писание: Богоявления Господня, Благовещение П.Б., Вербное воскресение, на Пасхи 3-его дня Вознесение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и Рождество Христово. А последнее время года по воскресеньям читать разные книги 5 раз в сутки.

…..

1861 года

Января месяца по 5 число проживал в Муроме без должности, спал до безумия, жрал до обжорства, ленился до зависти, словом сказать, ничего не делал. (Господи, умилосердись в этом году). И 27 января прошло, и я без должности.
Да и 9-е февраля пришло!!! А я все без должности, и таким образом прошел целый год без должности. И в течение года добыл только 2 рубля серебром, бывши во Владимирском уезде, в селе Борисовском, в почтовой станции получил за 5 дней письмоводства от приказчика Степана Иванова.
…….



Проживши в Муроме 33 дня, то есть с 17 июня по 18 июля, и 18 июля отправился в Нижний для приискания должности, а остановился я на квартире в доме Ермолаева, у шурина Павла Ермолаевича: но должности не приискивал по случаю не имения приличного платья. Проживши у Павла Ермолаевича на квартире 12 дней, содержанием пользовался его.
Во время этого проживания, то есть июля 31 в понедельник, а во вторник, 1 августа, вздумал Павел Ермолаевич послать меня с деньгами к Чебоксарам. Не доезжая за 15 верст Чебоксар, выдать деньги за дрова и кладчику. Получивши от него 250 рублей серебром, отправился на пароходскую контору «Самолет» в 6 часов пополудни. Но, прождавши парохода до 10 часа пополудни, и не дождавшись парохода, вздумал выпить водки, а выпивши довольно, взявши извозчика, поехал в торговую баню. Взял девку и прокутил в бане целые сутки. Когда, опамятовшись, осмотрелся, у меня появилось денег 131 рубль серебром, и пропал мой паспорт. Взял извозчика, приехал на квартиру к Павлу Ермолаевичу в пьяном виде, он меня обобрал, получивши от меня денег 119 рублей серебром и документы, послал вместо меня Петра Степанова Неустроева. Потом Павел Ермолаевич вздумал меня отправить в Муром на пароходе, и уже был отдан мой багаж лоцману Ивану Васильеву Усову. Но я, напившись до пьяна (не попал на пароход), а, свалившись в какую-то лодку, измочился и извалялся, и меня указали водоливу Василью Федорову, который меня и проводил на мокшан моих шурьев Тагуновых. Пробыл еще на мокшане целые сутки, и в это время пропил на в соколенской выставки материи 8 аршин и суконный спорок, и сапоги за 2 рубля 30 копеек. И остался без денег, без хлеба, и проспал в больном похмелье. За дело тебе, пьяная капризная голова!

……

По первое января 1862 года нахожусь без должности, и с 11-го августа совершенно ничем не занимаюсь. Кроме писанья, читанья, лежанья, спанья и случайного пьянства. Если где приходился случай напиваться, то напивался до безумия. Если бы был случай напиться, то кажется бы опился. Горе, лишения разума и рассудка. Пьянством затемнял до того, сколько валялся на дорогах и сколько растерял картузов, а бесчестия и стыда. Не могу этого изменить, и за все эти проказы отдален от родных, и смотрят на меня как на моровую язву. Господи, избави от пьянства и благослови ты милосердный.
Надпись на полях: «А сколько в этом году страмился, валялся, терял и закладывал платья и погубил чужих денег, а все от пьянства, от лени и упрямства. Господи помилуй и спаси от пьянства».
…..
1862 год

Января по 11 число все еще без должности, и не перестал лениться, обжираться, пьянствовать и валяться, и страмить самого себя, чужое добро поедать и ими быть не довольным. Господи, умилосердись и благослови сим годом.
По 13 февраля, и все таки без должности. 13 и 14 февраля, шедший до черезвычайности пьяный в песочном пивном доме и в харчевне, сбросивши с себя тулуп и картуз (впротчем харчевником были сбережены), и взявши шкалик вина, отправился в Трубну (так в Муроме называли полицейский участок – Е.С.) передать рестанту, карачаровскому крестьянину Михаилу Андрееву Соколову (кажется, что самозванцу). Увидавши, солдаты стали шкалик отнимать. Через это случилось буйство, и за это просидел в Трубной с 9 часов вечера и по 12 утра – 14 часов. Полиция при отношении отправила меня в Думу, и голова Владимир Васильевич Гундобин при присутствии сделал мне выговор.
…..

27-го в Муроме у облупского пивного дома помер скоропостижно дядя по тетки, муромский мещанин Митрофан Романов Парин, который первоначально был отправлен для анатомирования в больницу, но по старанию его сына Ивана Митрофанова и ратмана Ивана Васильева Киселева, правительством определено похоронить по христианскому обряду 30 числа: в 4-ом часу по полудни был вынесен при священнике Гаврииле в церкви Вознесения Господня. Но как священнику было дано 1 рубль серебром (хотя упрашивал сын покойного и родственники и доходило даже до ссоры), но посему священник, то есть что мало дано, не пошел до могилы, а ходил дьякон с дьячком. Похоронен на Воскресенском кладбище, вблизи моих родителей.
……..

1863-го Года

ГЕНВАРЬ. 2-го числа. В нашем доме бывши дворник (пестенькинский крестьянин) Зиновий Андреевич Хромой и жена его Дарья Фадеевна - они были несколько раз замечены в соединении мужа с женщиной; и этого числа захвачен санниковский крестьянин Ефим Андреев с неизвестной женщиной (будто бы с санниковской дьячихой) в середнем подклете. Но покудова Зиновий с женою своею мне кланялись, они в окно ушли. И потом, Зиновий, оправдавшись, и считая себя обиженным, и за что обругал меня и мою жену всячески.

…….

В этом же месяце около половины, бывши в гостях у шурина Павла Ермолаевича, который сидел вместе со мною, в глаза высказал недостатки нравственности своих зятьев, меня считая не способным за пьянство. Дехтярева посчитал неспособным за мягкость характера, а Калинина посчитал неспособным за жесткий характер или тяжелый. В январе пропил и заложил у Усова сертук и книги, за сколько, по случаю пьянства, не помню.

…………

5-го числа. Поссорились с Дмитрием Кирилловым Зворыкиным, за то, что не велел держать Зиновья в дворниках, и он меня, поругавши довольно, отправился не известно мне куда. Потом, вечером, напившись до безумия, и не зная для чего, привел к дворнику 3-х полицейских солдат, которые меня довольно поругавши, ушли. И в этот же день не за что прибил дворничиху Дарью Фадеевну, а все из-за пьянства.

……..

Май. В этом месяце начал разучать грамматику Александра Востокова и расположения наук несколько переменил: понедельник Арифметику, вторник – грамматику А. Востокова, каждый параграф читать 6 раз и раз писать, и потом делать разбор. Среду писать грамматику Греча одни ответы, каждую задачу раз прочитать и раз написать, четверг рисовать. Пятницу – чистописание. Субботу – хозяйственная часть. Воскресенье – читать Священное писание.

…………


23 число. Воскресенье. По доказательству дворницы Дарьи Фадеевны (пестенькенской крестьянки), что постоялка наша (в малом подклете), муромская мещанка (из новопрописанных) Стефанида Африкановна Иванова пустила в чуланчик незаконно пару исполнить плотские похоти. Что я и действительно застал и, заперевши чуланчик, побежал в полицию, чтоб захватить и отправить этих людей в полицию. Но прежде забежал к брату (в питейный дом) посоветоваться, но по совету брата не пошел объявлять полиции, а оборотился домой. Пришел в дом и отпер чуланчик - тех людей уже не было в чуланчике; они выпущены были в окно. Довольно поругавши и пожуривши Иванову, велел ей приискивать квартиру, и при том Ивановой высказал, что она во время нашей ярмарки более никого к себе не пускала, как то двух своих сестер, сваху и свата, отца с матерью, снохи степановны, то есть жены сына Андрея. Даже не велел пускать Ивановой сестру ее Марью Африкановну, потому что она живет незаконно с отставным солдатом.
25 число. После обедни, зашедши в комнату Ивановой, застал полну комнату разного народу. Разгорячившись, выгнал и вытолкал всех из комнаты, а Иванову всячески изругал. К вечеру этого же числа попалась сестра Ивановой Марья и с какой-то женщиной (на дворе). И я обеих их вытолкал со двора и пошел.
Иванова ли (но как она говорила, что не жаловалась) или Марья сестра ее, и по сему видно, что с означенной женщиной Марья разжалобилась брату Владимиру, который пришедши из питейного дома в часу 11 вечера ужинать. Я, случайно взошедши в его комнату, намериваясь пересказать ему проишествие этого дня. Владимир брат, не давши мне договорить об этом проишествии, начинает меня всячески укорять и упрекать всякой безделицей, даже нестоющей внимания, и укорил, что он три года платил за меня подати. А я платил семь лет подати, этого не помянул…. И не помянул ни стараний, ни большие издержки мои в доме, а упрекнул, что у дворника Зиновья Андреева (пестенькенского крестьянина) всякая сволочь народу, от коего его дети получили болезнь. Я, не желая взойти в большой азарт, вышел из его комнаты, с сердцем, переполненным горести.
Вышел на двор, на дворе пильщики пели во все горло песни. Заставляю их перестать с угрозою, что посажу в полицию, но дворник Зиновий раздражая меня, поощрял пильщиков еще более кричать песни. Тут я совершенно разгорячилсяь, бывший и до этого братом рассерженный, побежал в полицию взять солдат и засадить дворника Зиновия в полицию.
Пришел в полицию часу в 12 вечера, ни застал ни одного квартального, а застал солдат большую часть пьяных (это была ярмарка), а трезвые солдаты не соглашались взять Зиновья в полицию (под предлогом, что он буян, и его вести надобно в 10-ть человек). И так я отправился искать квартального надзирателя.
Вышел из полиции с переполненным горестию и злобою сердцем, опять не нашел квартального. Попался мне зять Владимир Иванович Ковалев, с которым выпили красного виноградного вина, отправился с ним и у него ночевал в доме.
26 числа. Вставши по утру, и по стечению разных неприятных обстоятельств, выпил простого вина, и так зачал пить. (Не пил с 11 февраля по 26 число июня, 135 дней), но с этого числа пил до конца дней и далее.
В пьяном виде неоднократно ругался с братом, но более жалел и совестился, что обругал и всячески обозвал невестку (жену брата Владимира) Елену Исаковну. Да еще обругал и наделал разные оскорбления Ивану Ивановичу и Анне Яковлевне Власовым и зятю ихнему (Архангельскому голове) Федору Ивановичу, и дечери ихней - Прасковье Ивановне (жене Федора Иванова). В этом пьянстве закладывал вещи, валялся, буянил и всячески безобразничал. Два раза выбивал стекла, бил и всячески обзывал жену. В некоторых случаях и жена была виновата: в самых тяжелых похмельях не могла охмелить и на 2 копейки серебром. И потому она терпела ругательства, и стеклы были выбиты. Но, все таки виноват я - от невоздержанного пьянства.

……..

10 числа. Намерился отправиться в Нижний на ярмарку. …… В 3-ем часу по полудни прибыл из города Елатьмы пароход «Нимфа» (Самолетской компании). На нем были Константин Иванович Захаров, лоцман Яков и муромский мещанин Терентий Терентьев Стулов.
В 3-ри часа по полудни отправились с муромским мещанином Иваном Михайловым Полуниным (он в это время был прикащиком у шурьев Тагуновых) Васильем Петровым Сибиркиным (который отправлялся на ярмарку в половыя, а главное играть на скрипке и прибаутничать), Владимиром Левотьевым Мошенцевым, который при мне же поступил в москательную лавку к нижегородскому купцу. В село Павлово прибыли в 12 часу по полудни и простояли до 4 часа утра 11 числа. И потом отправились далее. (За место на теплоходе заплатил 2 рубля серебром. Хотя можно было и по записке шурина Лев. Ерм., но от гордости не хотел просить записку).

……….
11 числа. В часу 11 утра прибыли в Нижний Новгород. Полагая, что меня худо примет шурин Павел Ермолаевич Тагунов, да к тому же не хотел ему кланяться, по сему остановился в Кунавине, недалеко от железной дороги, у дворника (из отставных солдат) Ивана Михайлова Сорокина, по 5 копеек серебром в сутки за одно прибежище. От квартиры шурина П.Е. версты 4-ре или далее.
…………….


Был в Нижним наследник Николай Александрович и жил двое суток. Но я застал и видел в крепости на горе недалеко от каланчи и прежней телегорессорной конторы, приготовленный был ему фейейверк или иллюминация в виде триумфальных ворот. ….
Еще мне говорил Павел Ермолаевич, что Наследнику поднесли обществом нижегородским живого осетра, примерно полагая по мерою аршина 2-ва, а по весу более 3-х пудов. Его Высочество, принявши, приказал сделать «серебристыя серьги с вырезкою в них года, месяца и числа и его Величества титул». И эти серьги приказал подвесить к осетру и пустить в Волгу. И так, в виду его Высочества и многих зрителей пустили осетра в Волгу.
19 –го числа. Еще пробывши в Нижним, поджидая и присматривая для себя должности, но как видя застенчивость моя, нерадения и какая глупая гордость отвращала меня от малоценных и низких должностей. (О! Глупая животная! Ты кто! Мещанин! Не болен! Да к тому же пьянай, неученай, к тому же не смелай, и не лишен дара доступчивости и красноречия! Так мне говорила моя совесть). Что я не могу приискать должности: да к тому же денежныя, обстоятельства совершенно меня вынуждали обратно ехать в Муром.

………..


Потом отправился на пароход, который пришел часу в 12-ом утра, но Павел Ермолаевич находился уже на пароходе и в буфете пьянствовали с Демидом Львовым Голубевым, с муромским Михаилом Прокофьевым Мяздриковым, и с женою Мяздрикова, и еще какой-то с ним был человек. Как уже было около часа по полудни, капитан начал их высылать из буфета, но они, разгулявшись, не слушались. Он приказал пароход пошевелить и высказал им просьбу, что отправится с ними в Муром, тогда они выскочили из буфета и стали уходить с парохода. Уходя Павел Ермолаевич уже бывши довольно пьян, начал прощаться с Демидом Львовым Голубевым, с женою Мяздрикова, которая тоже отправлялась в Муром, и с капитаном и с прочими ему знакомыми, и я тоже, подошедши к нему намеревался с ним проститься, но он не обратил на меня никакого внимания, и прыжком перескочил на конторку, то есть на пристань. Ето мне так было больно и досадно, что я за это на него соврал, что он пьяный будто бы сказал, что знайся лапоть с лаптем, а сапог с сапогом. Это было соврано за то, что он не попрощался: то можно положить – или поторопился, или посовестился, что бывши пьян, а может быть, как он всегда на меня сердит, так и поэтому не простился.
………….


6-го числа. Был в крестном ходу (из Собора к Спасу), у Спаса слушал литургию, которую служил архимандрит Амвросий, и по окончании литургии сказывал архимандрит проповедь очень долгую, сказывал порядочно, но текст слова мне не понравился. Вышедши по окончании литургии, зашел в Спасский питейный дом (в котором сидел брат мне двоюродный Иван Митрофанов Парин), с целью, не поднесет ли мне Парин вина рюмочку. У него в чулане кипел самовар, и пили чай жена его и Анна Ивановна Дьяконова. Меня Парин не поподчивал ни вином, ни чаем, даже едва мог выпросить и порожней трубки. Так мне это показалось обидно, но делать было нечего. От него зашел к Алексею Васильеву Стулову (тогда у него в доме был кабак). Стулов меня прекрасно принял и поднес целый шкалик вина. От Стулова я отправился к зятю Ковалеву, у него пообедал и попили винца. От зятя отправился к дяде Родиону Бибину, но как был гораздо выпивши, у него вина не пил. Но тут ко мне пристал сын Бибина Иван Родивонов, чтоб я шел с ним. Пришедши к нему на квартиру, не застали его жены, да еще пристал к нам его товарищ мне неизвестный ни по имени, ни по фамилии. И так мы все троя, по приглашению Ивана Бибина, отправились у него на квартире в баню. И тут ухитрялись друг у друга выманить на вино денег или под заклад вещи, но больше ухитрялись у меня выманить. Но как не могли друг друга обмануть, то Бибин стал просить идти к свату, к Андрею Федорову (к трохмальному мастеру от Зворыкиных, свекру сестры Бибина Елены). Подошедши к трахмальному заводу, сват нам попался, выходя с завода у ворот, к которому Бибин приставал и намекал, чтоб от него воспользоваться выпивкою, но он от этого отклонился разными предлогами. И так мы остались не удовлетворивши своего желания.
………

9-го числа. В пятницу был выпивши, и меня увлекла молиться Богу теща Наталья Степановна в Давыдово и Дедово, а с ней находились Левонтия Ермолаевича дочь Надежда, Павла Ермолаевича дочь Александра, Прасковья Лаврентьевна Червякова (теща Ивана Михайлова Полунина), Марья Лаврентьевна Вязниковцева, Наталья Васильевна Пехова и последней свекровь, и сестра Авдотья Михайловна и Анна Васильева. Отправились мы из Мурома во 2-ом часу по полудни. За Окой я с тещей выпил ½ шкалика винца. Пришли мы в деревню Петряева (отошедши от Мурома верст 18-ть), где ночевали в кабаке. Тут напились чаю, а я еще выпил шкалик вина. В этой квартире спальня была полна блох, что редко можно столько иметь, и по сему мы эту ночь мало спали, а женщины то и дело скидывали рубахи, с себя вытряхали.
10-го вышли из Петряева в 4-ре часа утра, пришли в Давыдово в 6-ом часу по полудни (прошедши верст 30-ть). Уже в Давыдове благовестили ко всеношне, и мы простояли всенощну. Выпросились в монастырь ночевать, и нам дозволили ночевать в гостинице, в коей находилась прислужница Авдотья Тимофеевна (жительница Владимирского уезда), у коей мы выпросили самовара, и она нам изготовила самовар. И, напившись мы чаю, закусили поставленными на стол (от служительницы) хлеба, соли, квасу и вареных грибов и брусники. Служительницу эту просили чаем, но она не пила, но как мы усилились просить, то она выразилась, что не приказано настоятельницей от прошений отказываться, и выпила (выпивши простой воды из самовара) без сахару. Но в это время пришел солдат довольно бравой (который служит при монастыре). Служительница напросившись на чай у нас, ему поднесла три чашки чаю. Служительница эта была лет 40 и собой недурна, и довольно здоровая. Да у нас было довольно своего хлеба и калачей. Закусивши хорошенько, мне отвели место спать в сарае на сено, а последнии мои богомолки остались спать в комнате.
11 – го числа. Ето было воскресение. Встали в 5-ом часу утра. и как уже благовестили к заутрени в селе Давыдове (а от монастыря до Давыдова с пол версты). И мы отправились в Давыдово к заутрени, простояли заутреню, а после заутрени для нас служили молебен с водосвятием Спасителю, Божей Матери «Утоли моя Печали». В Давыдове такое явление Божей Матери иконы чудотворной, находится в иконостасе по левую сторону со входу, загораживая левый клирос. И Николаю Чудотворцу. Отслуживши, отправились в Девичий монастырь.
Пришли уже Девичий монастырь. Этот Девичий монастырь, как по слухам, заведен назад тому лет 20-ть давыдовской крестьянской дочерью, старой девицей Ненилою Борисовою, которая разными сборами завела маленькую общину и собрала несколько сестер, и сделала некоторое устройство по хозяйственной части. В последствии, по каким-то замечаниям (или как Нижегородское духовное управление), вздумало устроить девическую общину и прислало настоятельницу из дворянок, которая повела строго, всех сестер остригла в кружало ровно с шеей. Или, может быть, по этому Нениле не понравилось, да и настоятельница с ней поссорилась (и ныне Ненила Борисовна находится будто бы где-то в Гороховецком уезде в лесу, завела опять такую же общину, и слух об ней носится для нее не так как это выгодно). Ныне в монастыре настоятельница та же (имя ей Вера), сестер до 50-ти, и все не пострижены, одна только есть пострижена, и та переведена из какого-то монастыря, и сама настоятельница не пострижена (то есть в монахини). Священник один без причта, и тот по найму, за жалованье от общины. Поют по нотна 9-ть девушек очень хорошо.
В монастыре все строения деревянные и, как видно, еще все не так давно строены. Но и заведена каменная церковь, выкладена сажени 3-ри в вышину, и припасено еще много кирпича. Этот год не строились по неимению денег, вид церкви креста. Земли пахотной и луговой до 50-ти десятин (все дарственная некоторыми господами), обрабатывается этого монастыря сестрами, и частично есть мужчины наемные. Монастырь обнесен деревянной оградой, служба производится в доме в двухэтажном, в коем вверху устроена церковь, а внизу живет настоятельница. Священник живет позади ограды нарочно для него в устроенном деревянном доме, и позади же ограды и гостиница для прибывания приходящих молиться. И за оградой есть порядочный пруд.
Обедня началась, и уже читали Евангелие. Отслушали мы обедню, и по окончании обедни заказали мы молебен (без водосвятия) Спасителю, Божей Матери, именуемой «Утоли моя Печали». Эта икона списана с чудотворной, с той, которая находится в селе Давыдове в церкви. А стоит она со входу на левой стороне, загораживая левый клирос. И Николаю Чудотворцу. По отслужении молебна, отправились в гостининцу, где нам подали постных щей и вареных грибов, и закусили и отправились в путь. (Давыдово – Нижегородской губернии Горбатовского уезду, в нем 1 священник и 1 дьячек).
Мы вышли в 12-ом часу из Давыдовского Девичьего монастыря. Пройдя 5-ть верст, зашли в караулку (леса муромского купца Гаврилы Никитича Киселева, бывшего откупщика, у него тут лесу 1050 десятин). Да в версте от этой караулки строит он винокуренный завод, в котором в виде приказчика находится муромской мещанин Михаил Павлов Дьячков. Хоша самого его не было, но жена его для нас поставила самовар, и мы, своим чаем напившись, очень с приятностью отправились в путь.
В Дедово мы пришли в 8-ом часу по полудни и остановились у дедовского дьячка. Чаю не пили и закусывали воды с хлебом, потом полегли спать. Мне отвели место в прихожей на кровати, а прочим в комнате на полу.
12-го числа. Вставши в 5-ом часу утра, послали дьячка разбудить священника, который с час не вставал. Вставши, отпер церковь, и мы без обедни заказали молебен с водосвятием Спасителю (в церкви этой находится икона Нерукотворного образа Спасителя чудотворная, но в бедном окладе). Будто бы на ризу уже собрано до 1500 рублей ассигнациями. Икона эта стоит в холодной церкви. Один престол да два в теплой со входу на правой стороне, первый у царских врат. К нему много ходят поклоняться, особенно из Мурома: празднества свершаются августа 16 числа. Причт состоит из одного священника и одного дьячка, приход 300 душ крестьян, очень бедный. Божей Матери и Николаю Чудотворцу отслуживши молебен, отправились в путь.
Из Дедова вышли в 6-ом часу утра. В 8-м часу утра пришли в село Поздняково (пройдя 6 верст). Зашли к знакомым крестьянам моей тещи, которой крестьянки пасынки служили у моих шурьев. Крестьянка оная нас прекрасно покормила малосольными огурцами и брусникой, и мы, закусивши, отправились в путь.
………

26-го числа. Был у тещи Натальи Степановны на имянинах, напился очень пьян, пошел на реку купаться. Встретившись с солдатом Тарутинского полка (из евреев), которого называли жидом, но их было троя, и они стали меня ругать, когда я стал раздеваться, и оставалась на мне рубашка и подштаники. Тогда они в меня стали кидать каменьями, я же обратясь, побежал за ними, сам стал в них тоже кидать каменьями. Но солдаты попали в голову и у левой ноги в мизинец. Голову прошибли в кровь, и из головы вытекло довольно крови на рубашку и лицо. Я, оставивши на плоту сертук, жилетку, косынку и сапоги, сам же отправился домой в рубашке и подштаниках (это происходило на беседке). С беседки пошел по берегу Оки и мимо церкви Николы-Набережного и Троицкой улицей. И в таком положении (рубашка в крови и лицо также) пришел домой. Домашние же увидавши, что на мне нет столько платья и где оно осталось, и посему сестра Прасковья отправилась жаловаться. Но как было уже поздно, час 11-ый по полудни, да солдаты, видя меня пьяного, не приняли от меня жалобу, а выгнали вон из Трубной. Я же не пошел из Трубной, но лег на полицейском дворе. Солдаты, узнавши, что я валяюсь на полицейском дворе, затащили меня в арестанскую камору и бросили меня на пол с валявшимися тут двумя солдатами. Я, проспавшись, и в заутрени стал просить старшего полицейского солдата, что б меня выпустил, но он на это не согласился. И я должен был еще сидеть.
9-го числа. В 7-ом часу утра пришел в Трубну сын мой Константин, и я приказал ему, чтоб он принес мне кафтан и картуз (потому что я пришел в Трубну без кафтана, а сертук, валявшись на полу, очень извалял). Но Константин не принес, или мать не велела, или меня не послушался. В 9-ом часу утра прибыл частный пристав, разбирая дела арестантов, находит меня невинным, только что пьяным, пожурил, велел выпустить. Когда же я стал объяснять ему жалобу на Зиновья, он приказал мне на него подать просьбу. Но когда я отказался подавать просьбу, но только просил частного, чтоб приказал он съехать Зиновья из нашего дому, что он и обещал.
После частного я еще оставался в Трубной, поджидая кафтана и картуза. Потом пришла жена в 11-ом часу утра и принесла мне кафтан и картуз. И я тут же с нею отправился домой. Выпивши вина, лег спать.
10-го числа. Зиновью, за обедом объявляю, чтоб он немедленно сошел с квартиры, но он мне ответил с грубостью, что не сойдет до назначенного срока (ноября 1-го числа). Я, рассердившись на Зиновья, побежал в полицию на него жаловаться, что б он немедленно сошел с квартиры. Пришедши в полицию, не застал не частного, ни квартальных (они были в крестном ходу, кругом города). И посему я отправился домой без всякого резона.
……….

29-го числа. Это было Воскресенье. После обедни заходит ко мне в дом Семен Иванов Суздальцев, уже довольно пьян, вызывает меня пить вино, и я пошел
с ним в кабак к Ивану Семенову Неустроеву. Выпивши троя косушку, Суздальцев сделался уже довольно пьян, и его насилу довели до квартиры. Он в это время стоял у Воскресенья.
Этого же числа выпил вина от плотников, потом от Александра Дмитриева Дьяконова. Часу в 4-ом по полудни вздумал отправиться на ту сторону реки Оки на поделку судов (шурьев моих). Взял на дорогу 10 копеек серебром. На поделки были шурья, Павел Ермолаевич и Иван Ермолаевич и свояк Андрей Иванович Калинин. С Иваном Ермолаевичем виделся я в кузнеце, а Павел Ермолаевич видел меня, стоявши у реки, противу капистонного пароходу «Одесса», в это время его разламывали, потому что не пришел он в затон, от меня в саженях 30-ти. Калинина я лично не видел, а шурья ни тот, ни другой меня не пригласили, хотя моя и цель была воспользоваться ихней лаской и угощеньем. Но я и был еще не очень пьян. Но где нет расположения к любви, там уже нет и добродушия. Увидевши у перевоза дядю Ивана Яковлевича Сверлова (который в это время был перевощиком), у него я напрашивался, что б поднес он мне полшкалика, а он отказался (за не имением денег). И так я гривенник пропивши за рекой и на муромской стороне, да еще выпросил полтора шкалика в кабаке Гогинова Ивана Степанова (бывши портным). Это вино выпили по полам с Михаилом Родионовым Бибиным (который мне брат двоюродный), и так отправился домой.
На берегу у Николы Набережного встретился со мною Михаил Федоров Смольянинов, начал просить меня, чтоб я шел вино пить в кабак к Ивану Егорову Криворотову. Пришедши, попивши довольно вина и сделавшись очень пьяны, пошли домой с условием, чтоб ни которому никуда не уходить. Но дошедши до дому, Смольянинов мне сказал, что уйдет, и бросившись к себе во двор, ушел через угород свой. Я же бросившись за ним, побежал кругом по Мытной улице, где меня окликала какая-то вольная девка (бывший в это время на карауле за Криворотого, а было в это время часов 10 по полудни). Кто идет! Я же на оклик ее отозвался, что идет черт. Эта девка меня схватила и стала ругаться, я же, схватя ее, что-то изорвал. Она закричала «караул», и на этот крик выбежал довольно здоровенный лакей, живший у Криворотого на квартире. Схватил меня, а я его, и я изорвал на нем рубашку. Он же, схватив меня, так ударил об землю, что мне отшиб у заднего прохода кость. От чего и по сее время, а может быть и навсегда, чувствую и буду чувствовать сильную боль. Вот что значит пьянство. От такой боли я закричал «караул», на этот крик выскочил Василий Петрович Пучков с сыном Николаем, потому что это случилось противу его дома, которые меня отняли от больших побоев. А Криворотого и лакея гораздо поругали. В это время находился старший полицейский Антон Николаев и проходили мимо Михайла Федоров Смольянинов, и Николай Николаев Постнов. Никто не мог защитить меня, кроме Пучковых. А последние двое даже не остановились. Я же, вырвавшись, ушел домой, кругом, через площадь.

…………

1864- го года

1- е. Жизнеописание.

Генваря 1-го числа. От обедни поздравлял тещу с новым годом, пили чай и закусывали.
2,3 и 4-ое числа. Замечательного не было.
5 число. Большую вечерню слушал в Благовещенском монастыре в Муроме.
6 число. Обедню слушал в Благовещенском монастыре и был на виду: входу были солдаты и при них знамена Тарутинского полка. И по исходу молебна играла полковая музыка в Муроме.
7 число. Слушал обедню у Иоанна Предтеча, дьякон служил (отставной соборный Петр Васильев). Вышедши от обедни, взявши тройку калачей, ходил у шурину Ивану Ермолаевичу Тагунову поздравлять с ангелом, так как был он этого числа именинник. У него вместе с моею женой пили чай и обедали.
В 4-ом часу вечера вместе с моею женою ходили на именины к свояку Ивану Егорову Дехтяреву (этого числа он бывает именинник). Носили четыре калача, ужинали и пили чай, и просидели до 12-го часа по полудни.
8 и 9-го числа. Замечательно не было.
10 числа. Был в Акцизном управлении, надзиратель был в отлучке, помошник и письмоводитель приказали придти 13 числа января. И говорили, что будто бы Чарочный пивной дом принимают и заплатить за него хотят 75 рублей серебром. Заходил в Спасской пивной дом к И.М. Парину, пил у него чай, и угощали меня вином. Но Господь избавил от вина.
14 числа. День прошел хорошо. Но вечером в 6-ом часу по полудни пришел к брату в кабак с намерением у него напиться чаю. И тут же пришел сын мой Иван, и брат очень не благовидно напоил нас чаем. И мне было это очень прискорбно. Пришел домой, разругался с женою и попрекал ее словами, может быть чего и не было. А как и она….(нет в наличии двух листов)
Но как у брата Владимира будто-бы недостало на расплату денег. Но как у него за зятем нашем В.И. Ковалевым, было более 10-ти месяцев 15 р.с. денег. Когда стал брат у Ковалева просить деньги: тогда Ковалев, отвечал что денег нет; да отдам только 6-ть руб. с., а последнии 9 р. с. вычту за отца. Непоминая того, что он, затаил после отца 3р.с. в доме.
29 ч. Во весь день выпил с косушку вина у себя и у А.Д. Дьяконова. Вечером жена не дала на вино 2 к.с. За это я ее очень разругал, и сильно обидел словами. Но все-таки она после дала 3 к.с.
30 ч. Не пил вина. «И прошу Господа Бога, и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И также Николая Чудотворца и Мученика Вонифантия. – чтобы они помолились о мне, грешном Господу Богу: чтобы я с этого числа по смерть мою не пил вина. (В этом сезоне я пьянствовал Восемь дней).
В Храм Божий не ходил, во весь день: по случаю, что был неч.; а это произошло от пьянства, и от лености.
В 6-м часу пополудни пришла к нам сестра Е.И. Ковалева (мы, этот раз жили в низу, потому что вверху морозили тараканов). До приходу ея, намеривались чай пить: у брата Владимира в верху. И я стал сестре предлагать, чтобы шла в верх, пить чай: «в это время пришли в гости к брату, какия-то родственники жены его; и сестра туда же отправилась. Но после пиру, ко мне в низ не зашла, по видимому разсердилась, что я ее, не просил пить чай.
31 ч. Вина не пил: но вечером с женою поругался за безделицу.



1864 года 3- е. Явление в мире народа.

Января в Муроме 9-го числа. В наш дом переехал вниз на квартиру ялатомский мещанин Александр Дмитриев Дьяконов.
14 число. Померла Марья Платоновна, двоюродная тетка невестки Исаковны.
Еще померла жена старовера Семена Федорова Сосульникова. А хоронили где-то «на поле».
16 ч. Прасковья Григорьевна Дьяконова, живши 7-мь дней у сына в питейном доме, опять перешла к сыну А.Д., в наш дом.
18 ч. Африкановны сноха Прасковья Степановна пошла к мужу во Владимир.
20 ч. Дьяконов А.Д. нанял под питейный дом, у Никифора Никифорова Масленникова, в флигеле верхний этаж. А в нижнем этаже сам торгует вином, под фирмою постоялого двора. Я писал условие за 40 руб. с. в год.
21 ч. Дьяконов А.Д. отказался от Масленникова дома под предлогом, что Надзиратель не допускает.
Потом нанял в Ивановской Улице, у вдовы Чирковой, тоже низ за 35 р.сер. в год. Но была в этой квартире постоялка, которая хотела эту квартиру за собой оставить: и посему Дьяконову отказали.
22 ч. Поутру к Дьяконову приходила мать Чирковай, и он, пошедши к ним, сладил квартиру за 40 р.с. в год.
23 ч. В этот день Дьяконов выправлял патент и свидетельство: последнее выдала Муромская Дума.
24 ч. Дьяконов, к вечеру купил вина 10 3/100, и на ночь с вином отправился в дом Чирковой ночевать.
27 ч. Семейства Дьяконова переехала в кабак.
28 ч. В 4-ом часу пополудни помер Марка Павлович Зворыкин (жены моей двоюродный брат). Хворал две недели, ослабел совсем.
В 5-м часу пополудни оказался удавленным Андрей Романов, будто бы от вина и от тоски, и которого анатомировали.
В ночи помер Александр Степанов Воронин «бывший меленковской» (а женат на Вере Ефимовне Боровской: на двоюродной сестре моей жены). Будто бы от вина, но впрочем, хворал с неделю, и причастился. Но под хворь была горячка, ему представлялось, что та необыкновенное.
30 ч. Схоронили Марка Павловича Зворыкина. И Александра Степановича Воронина.
31 ч. В народе была молва, будто бы посажен в тюрьму: неизвестно какой-то человек, «в веригах», и будто бы предсказывал: что Мурому провалиться 1-го числа февраля.


ФЕВРАЛЯ

Явления в мире народа.
2-го числа. Будто бы предсказатель говорил, что, если не случилось 1-го числа, то будет 8-го числа или 15 февраля.
С 3-го по 16-е число примечательного не последовало.
16-го ч. У Иоанна Предтечи венчал священник, Александр Именицкой, свадьбу Гладкову, жениха звали Матвеевичем, а невесту Марией (невеста после Зуева Василья Михайлова дочь: но внука Феклисту Осиповичу Киселеву).
17-го ч. На 17-е число в 11 часов по полудни скончался дьячек у Николы Набережного, Иван Алексеев.
18 – го ч. Съехали с квартиры, стояли в большом подклете, только 5-ть дней.
Хоронили аптекаря Тарутинского полка «из унтер офицеров из немцев»: несли с музыкой, но опускали без пальбы ружейной – бывши католик, но отпел священник кафомического исповедания – но рукопись не читал.
19-го ч. Венчали у Вознесения (священником Гавриилом), Ивана Михайлова Смольянинова Углова тож. А брал у Лушновой солдатки (Корнильевни).
26 ч. С Иваном Митрофановым Париным в моем доме были два припадка: 1-й в 10-м часу утра, а 2-й в 6-м часу пополудни: «Надобно полагать от вина и много спал, а мало употреблял пищи». Фершал, из тарутинского полка, приставлявши ему 5-ть горчишников, говорил, что эти припадки будут опять оказывается.

МАРТА.

Жизнеописание.
1-го. Был у тещи в гостях, в доме брат Владимир при прощании кланялся в ноги. Во всю сырную неделю не были у меня в гостях ни шурья, ни свояки, ни их жены. И я так же у них не был. И зять был у брата, но у меня в комнате не был.
2 и 3 ч. Замечательного не было.
4 ч. Был на поминках у тещи, поминали тестя, этого числа он помер. А на поминках были только одни зятья тещи.
5 ч. Замечательного не было.
6 ч. Хотел исповедываться, но не пришлось.
7 ч. Исповедывался и причащался.
8 ч. Пировал на крестинах - родился у Левонтия Ермолаевича сын Сергий, а крестили 7 числа.
9 ч. Был на имянинах Александра Дмитриева Дьяконова, незваный. Сам был имянинник.
10 ч. Был на поминках у зятя В.И. Ковалева, хоронили его мать.
11 и 12 ч. Замечательного не было.
13 ч. Брат Владимир заказал постоялке Африкановне за квартиру мне выдать деньги. И я пришел к нему в кабак, и с ним разругался, и как он меня укорял, забыл мои прежнии благодеяния. Я с этого запил, и напившись пьяный, в доме, во сне, обоссался. Не пил сорок три дня. А с этого числа запил.
14, 15, 16, 17 и 18 ч. Пьянствовал, со многими ругался, на пьянство закладывал вещи. И раз, работавши на дворе, очень устал, пришел к брату в кабак с намерением после трудов выпить, но брат не поднес, но как я уже напросился - тогда поднес. Но я после, напившись, в доме разругался.
19 ч. Пьянствовал, а в ночи на 19 ч., на четверг, с ж. сог. посл. прич. (с женой согрешил после причастия – Е.С.) чрез 12 дней.
20 ч. В пятницу, в бан. с ж. ск. согр. (в бане с женой скоро согрешил – Е.С.). А к ночи, напившись с Александром Гавриловым Катновым и с певчим Федором Федотовым, пришел домой пьянай, разодрался с женою. В это дело вступился брат Владимир, и оба меня довольно избили, и я, вырвавшись от них, без картуза, отправился в Трубну с жалобою, что меня избили, и что я выбил в доме окны. Но, как меня не стали брать в Трубну, то я ударил полицейского солдата (из муромских мещан) Петра Васильева Жадина. Тогда меня, побивши, и засадили в Трубну. Жена хватала за муд, и укусила у правой руки мизинец.
21, 22 и по 23 ч. В Трубной сидел без 9-ти часов трое суток – 3 ночи. По настоящее время был в Трубной три раза - пять дней. 1 раз - 1 день, 2-й раз - 1 день, а третий раз - три дни.
В эти дни в Трубной вина не пил, потому что не давали, хотя и приносил вина мне Николай Васильев Басыгин, но солдат не допустил его мне передать вино.
Со мною в Трубной сидели из муромских мещан Петра Федорова Зворыкина сын Николай, за бродяжничество; солдат Инвалидной Куропаткин - за жену, и …. (слово неразборчиво) вещи; Николай Васильев, ширманщик, за воровские вещи; дьячек - за воровскую лошадь. Еще какой-та чудак, не показывая своего имени, а сказываясь, что от Бога; представлял от себя глупаго, лет 35-ти, и едва ли не из …. (слово неразборчиво) завода. Увеселял нас: свистал соловьем, кричал свиньей.
Во время моего сиденья были по разу жена моя, брат и сестра Прасковья, сын Константин раза три. Последний приносил пищу.
24 ч. Замечательного не было.
25 ч. На Благовещенье следовало бы идти к тещи, но не ходил.
26 ч. Замечательного не было.
27 ч. С певчим Николы Зарядного Федором Федотовым, у перевоза, напился пьян, а еще с Александром Гавриловым Катковым выпил 1/100 вина. Ночью шумел, но не ругался. Ночью сон гроз.
28 ч. Выпил 1,5/100 от брата и за деньги.
29, 30 и 31 ч. Пьянствовал, дурил, в церкву не ходил, правила не соблюдал, и библии не читал.
………….



Л. 251
АПРЕЛЯ.
Жизнеописание.
1-го ч. Был у тетки Марьи Яковлевны Бибиной на имянинах (в этот день она была имянинница), выпил 2-ве рюмки вина. Эта угощение мне показалось плохим. Пошел в кузнецу, к зятю В.И. Ковалеву, от него выпил косуху вина. И к ночи напился пьян.
2 ч. Выпил 3/100 вина: от Петра Степанова Неуструева - 1/100, от брата - 1/200; но был не больна пьян.
3 ч. Выпил вина 1/200. В б. согр. с ж. (в бане согрешил с женой – Е.С.). Жена была долго у стоянья. Ее очень изругал.
4 ч. От Михаилы Федорова Смольянинова выпил 1/200 вина.
С 5-го по 10-е ч. Пьянствовал, ссорился и куражился, на 9-е в доме согр. с ж. (согрешил с женой – Е.С.). Эта была на четверг вербной недели.
10 ч. Выпил от Григорья Андреева Усова, выпивши с 1/200 вина. С ж. согр. в б. (с женой согрешил в бане – Е.С.). Эта была пятница вербной недели.
11 ч. Выпил от брата вина 1/200. И от Николая Васильева Басыгина 1/200 вина.
12 ч. Эта была Вербное Воскресенье. Ходили гулять с Александром Дмитриевым Дьяконовым, с Иваном Митрофановым Париным. Зашли к Ивану Терентьеву в его кабак (в доме был своем), где были Степан Федоров Парин и Федор Федоров Муромцев. Попивши тут винца, отправились к Степану Федорову Парину в кабак, который он имел в доме приказного, на Касимовской улице. «Этот дом прежде был моих шурьев, Тагуновых». Напился до пьяна, дома немнога шумел.
13 ч. До обеда напился пьян, а после обеда не пил. Этаго числа был понедельник страстной недели.
14 ч. Вина не пил. Вторник страстной нед.
15 ч. Ср. Ст.н. (Среда Страстной недели – Е.С.). Вина не пил, и не хотел курить табак. Страсную неделю не курил только вторник, а в среду курил …. (не разборчиво).
16 ч. Чет. Стр. н. Свахи Натальи Андреевны Ковалевой этого числа было 40 дней: и я на поминках напился пьян, и не ходил к стоянию, при чтении 12 Евангелей.
17 ч. Пятн. Стр. н. Вина не пил, но сердился и ругался по матерному.
С 18 –го по 1-е ч Мая. Пьянствовал, ругался, буянил, бил стеклы, страмился по улицам, закладывал с себя платья. Словом сказать, от пьянства шалил до безумия. Не ходил в церковь, даже 18 числа, когда была страстная суббота, а 19 числа 1-й день был Пасхи. Не исправлял молитв, с ж. часто гр. (с женой часто грешил – Е.С.), и от пьянства не вел дневник.
……….


Мая (яления в мире народа)
3 ч. При соборе в Муроме протопоп Афанасий Виноградов, при собрании духовенства, передавал благочиние священнику церкви Иоанна Предтеча, Александру Именитцкому. Происходило молебствие: и от духовенства была поднесена Ему икона. А проповеди были сказаны: от духовенства сказывал священник Николы Можайского. Высказал его биографию, что Виноградов священствует 59-й год, и 35-й год уже благочинным. А Виноградов от себя сказывал, благодарил все духовенство, и просил все духовенство, не обидел ли кого. Церемония была отличная, при большом стечении народа. При сказании проповедей, духовенство и народ плакали. Впрочим, я при этой церемонии не был, а был брат Владимир, а я от него уже слышал.
12 ч. Михаила Федоров Смольянинов, перепив вина много, едва была не помер, но выпивши вина рюмку - сделалось легче.
13 ч. На поле сгорела, в 1-ом часу пополудни, мельница Ивана Яковлевича Дихтярева: а загорелась с верху, потому что вал в верху был не смазан.
14 ч. В Благовещенском монастыре было пострижение. Постригал казначей Петр в Иеродиаконы (бывшего диакона Троицкого монастыря). Был в мирянах Дмитрий Васильев, а по пострижении, дали имя Дионисий.
Хороши блохи на мущину лет 30-ти с небольшим.

ИЮНЯ

Жизнеописание.
1 – го числа. Продал 13 книг Энциклопедического лексикона за 4 руб. сер. Мне стоили более 7 руб. серебром. Проданы по случаю большой необходимости: по своему малодушию накупил разных безделиц на 97 коп. сер.
2 ч. В старице удил рыбу, с 10 часов утра по 9-й вечера, наловил только 40 штук мелкой рыбы. Но мальчик лет пятнадцати, пасынок Григория Андреева Усова, в это время наловил до 500 штук; я же и возле его удил, но у меня так не ловилось.
3 и 4 ч. Примечательного не происходило.
5 ч. Поутру вставши, жену обругал напрасно.
6 ч. В б. с ж. скв. (в бане с женой сквернился – Е.И.) весь день.
7 ч. Этого числа была Троица (у ранней обедни не был). В 10-м часу вечера от Михаила Федорова Смольянинова пил брагу, у Исава.
8 ч. Этого числа было Сошествие Святого Духа, у ранний обедни не был. А в Спасской монастырь не ходил ко всенощной: празднество было Кирилле Белозерскому.
9 ч. К службе церковной не ходил, в Спасской монастырь, на празднество Кирилла Белозерского.
10 ч. Весь день чистил двор и пилил дрова; сор возил на тагуновой лошади, но как был нанят поденщик за 25 коп. сер. и брат едва выдал деньги, и то с оговоркой.
11 ч. За рекой бродили рыбу Александра Дмитриев Дьяконов, Иван Митрофанов Парин и я. Пришли в дом, вздумали в саду пить чай, но как жены моей дома не было, чай и сахар были спрятаны. Но все-таки я нашел, и напились.
12 и 13 ч. Примечательного не происходило.
14 ч. Этого числа было Воскресение; к ранней обедне не ходил, проспал.
15 ч. В старице рыбу удили с Иваном Митрофановым Париным и с сыном Иваном; сын наколол на гвоздь ногу.
16 ч. В старице рыбу удили с Александром Дмитриевым Дьяконовым.
17 ч. У ямского ручья, рыбу удили, с Константином и Иваном; поймали 3-ри маленькие рыбки.
18 ч. У Левонтия Ермолаевича пировали на имянинах, с 7-го по 12 – й час пополудни.
19 ч. Этого числа празднество Иуде Апостолу. А был у одной поздней обедни в Спасском монастыре, где служил Владимирской Архиерей обедню, и сказывал поучение для монахов.
20 ч. В субботу, Петрова поста, в б. им. д. с ж. (в бане имел дело с женой – Е.С.).
21 ч. Этого числа была память нашей матери (т.е. померла). Брат делал поминки. Я с женою, тетка Бибина, тетка Агаповна и зять с сестрою, обедали.
В 9-м часу вечера брат поил чаем с Александром Дмитриевым Дьяконовым в трактире Михаилы Васильева, где и слушали певчих Кольцова.
22 и 23 ч. Примечательного не происходило.
24 ч. Детей отпустили из училища, выдали аттестации, хоша и хороши. Выпустили Ивана за 1-й класс без награды, а Константина за 3-й класс, за окончание учений, не выдали свидетельства (будто мал ростом и молод).
25 и 26 ч. Примечательного не происходило. В прочем 26 ч. вечером Дмитрий Федоров Смольянинов в своем доме поил чаем.
27 ч. В субботу Петрова поста; в зад. гор. в д. гр. с ж. (в задней горнице в доме грешил с женою – Е.С.)
28 и 29 ч. Примечательного не происходило.
30 ч. У Гофмана в саду, в трактире Зайцева, Александр Дмитриев Дьяконов поил чаем меня, брата Владимира, Ивана Митрофанова Парина и дочь брата Владимира Александру. Брат Владимир, в ярморке, купил моему сыну Константину картуз.
……..
.
Л. 259
Июня. Явления в мире людей.
3-го числа. Василья Петрова Пучкова с сыном Николаем засадили в Трубну, по разным камерам. А в доме был обыск, у него и у сына (допрашивали о каких то солдатах); на другой день выпустили.
17 ч. В 7 часу пополудни от Владимира приехал Архиерей Феофан (еще первый раз по поступлении). Благовестить начали с 3-го часа пополудни.
19 ч. Хоронили жену Василья Федорова Парина. А умерла она 17 числа.
20 ч. В 6-м часу утра выехал из Мурома Архиерей Феофан, будто бы поехал в Гороховец.
В 7-м часу пополудни потонул солдат (отставной) Попырев, торговал кислыми щами. Купался на беседке, как говорят, был выпивши.
21 ч. Хоронили Николая Гаврилова Мусатова, а помер 19 числа.
25 ч. Константина в 8-мь утра отдал в лавку (на ярморке) к Алексею Николаевичу Дихтяреву. Этот день был четверток.
26 ч. В Муромской тюрьме, арестанты внизу под полом подкопали стенку и намеривались бежать, но из них один успел донести (а их намеривалось бежать 16 человек, в том числе из карачаровских крестьян военнай дезертир, сделавший смертоубийство). А по-видимому, в эту ночь бежали бы. У которых нашли пасквильная стихи, в которых осмеявали все муромское правительство.
27 ч. В нашем доме в 7-м часу пополудни родила Прасковья Ивановна (жена Архангельского головы Федора Иванова, а дочь Ивана Иванова Власова: приехавши к муромским, погостить, к родителям) дочь Ольгу. А тезоименитство 11-го числа июля. Восприемниками были Иван Иванов Власов и невестка Елена Ивановна, а крестили у Николы Набережного, священником Владимиром Именицким.
28 ч. На ярмарке помер скоропостижно фокусник: будто бы зарыли в землю, а на другой день нашли без гроба на верху земли. Я слышал от брата, но едва ли правда.
29 ч. Хоронили Анну Ивановну Муромцеву (померла 27 ч.). Была дочь Ивана Яковлевича Сверлова, а замужем была за Дмитрием Алексеевым Муромцевым, а мне приходилась двоюродная сестра. Осталась после ея дочь одна 13 лет.
Примечание. Первый год перевели ярморку с Воеводской горы на поле, к новому кладбищу (Головою Алексеем Васильевичем Ермаковым). Строитель и зборщик этот год был Николай Васильев Зворыкин. Выставок этот год были 18-ть: торговлю все не хвалили.

………….

Июля (явления в жизни людей)
10 ч. Померла дочь Федора Иванова Головы Архангельского, Ольга, жила 14 дней.
21 ч. Пробовали водопроводную машину, в 11 пополудни, без воды и без качтков – действовала.
22 ч. Пробовали водопроводную в 9 пополудни, скачткали без воды - действовала.
24 ч. В 9-м утра пробовали водопроводную машину с водой, но вода не пошла.
25 ч. По утру пробовали водопроводную машину - не пошла вода, а пробовали в 6 пополудни - пошла вода, и дошла до главной башни, но попортился качек и воздушный насос.
30 ч. Для опробации пускали воду – 29 числа и на 30-е число в 8-м часу вечера пускали, но не пошла. В последствии в 10 часу вечера пришел Иван Петров Мяздриков, и еще кое- кто были в водопроводнай из купечества. Мяздриков пригласил купечество помолиться Богу. И после этого в 12 часу пополудни вода пошла, и дошла в сад к Алексею Васильевичу Ермакову (строителю водопровода). А 30 числа в 12 часов до полудни пошла по всем бассейнам, но чаны в Башни и у Предтеча потекли.
надел наперстные кресты на Николы Можайского священника, и на игуменью Ефросинию.
…………….

15 комментариев:

  1. замечательная история.
    получила удовольствие от чтения.
    класс.
    спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Можно сказать, что эти Записки далеко выходят за пределы истории Мурома. Уверен, что, наряду, например, с гоголевской "Шинелью", они станут классическим источником по исторической антропологии русского 19 века. Их важное отличие от той же "Шинели" в том, что эти записи - не выдумка, не реконструкция писателя, пусть даже предельно талантливого. Их написал сам "маленький человек", человек реально живший, бродивший по улицам всем нам знакомого города. Человек, сумевший совместить свою несчастную болезнь с поразительной, почти исповедальной рефлексией. Я думаю, кстати, что эта рефлексия, удивительная для современного человека, может восходить именно к традиции исповеди.

    ОтветитьУдалить
  3. не зарегистрированный читатель передал пожелание сделать из этого дневника отдельный интернет ресурс, который было бы удобнее читать. С картинками может быть.
    "...а то трудно читать простыней..." - сказал он.
    ...вот. ПЕРЕДАЮ.
    Вообще то он очень хвалил!!!

    ОтветитьУдалить
  4. >Записки... станут классическим источником по исторической антропологии русского 19 века. <

    Ну да, вот они русские, во всей красе. Плюс идиотизм окружающей обстановки. Россия, которую и потерять не жалко. Неудивительно, что записки заведомо грамотных интеллигентов - врачей, учителей, тех же чиновников, не сохранились. Зато вот такое творение прошло "сквозь века". Или его пропихнули в наше время и собираются сей "светлый образ" портировать и в 21 столетие? Это - наше наследие?

    ОтветитьУдалить
  5. Мда...
    Боюсь, для некоторых школьный курс русской литературы прошел бесследно...

    ОтветитьУдалить
  6. печально, что люди просто не понимают контекст.
    А без знания контекста, без узнавания и выделения скрытых цитат, аллюзий и т.п. - полноценная жизнь в нашем мире невозможна. Люди теряются так, как будто только что спустились с горы. Как в том моем любимом анекдоте - идея?, иде я нахожусь?..
    Как правильно сказала в свое время Женя (автор этой публикации) - просто нужно было в детстве книжки читать!

    ОтветитьУдалить
  7. Неудивительно, что записки заведомо грамотных интеллигентов - врачей, учителей, тех же чиновников, не сохранились.

    Любопытно, уважаемый анонимный автор, что вы вкладываете в словосочетание "заведомо грамотных"?
    Записок "заведомо грамотных интеллигентов" сохранилось гораздо больше. Хотя бы в силу того, что они "заведомо грамотны". И надо сказать, что они были совсем не чужды того мира, о котором вы так пренебрежительно отзываетесь. Перечитайте, хотя бы школьную программу литературы.
    Ваш выпад, уважаемый анонимный оппонент, "заведомо" обречен на неудачу. По скольку вы, по словам "заведомо грамотного интеллигента" В.И. Ленина, "слишком далеки от народа".

    ОтветитьУдалить
  8. Действительно, удивительный источник. Он меня поразил даже не рефлексией своей - ее и в современных дневниках вполне достаточно (и там он тоже восходит к исповеди?). Ошарашивает реальность каждой записи. Все-таки читаешь Гоголя и думаешь : "Да ладно. он все-таки преувеличил..." А тут понимаешь, что вовсе даже не преувеличил.
    И это его тяга к самообразованию. И вообще отчего он взялся писать? чтобы не позабыть всю свою жизнь в пьяном бреду? чтобы фиксировать свои прегрешения (хотя то как он смотрит на них - тоже удивительно, он ведь достаточно спокоен)?
    А публикация очень нужна.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Начал читать. Все про пьянство. Неужели ничего интереснее нет?
    Как человек должен жить, чтобы тратить время на публикацию записей какого-то алкаша? Пусть даже и из прошлого века. Лучше прочитать Москва-Петушки.
    Возможножно, что это обычная фальшивка. Рукописи то нет :) Очень удобная легенда, оригинал потерялся, осталась копия. Какая грустная история (!), тем более, что копию на экспертизу не отдашь.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за публикацию!!!
    Это история города, которая звучит между строк.

    ОтветитьУдалить
  11. Без предъявления подлинной рукописи слова об историчности выглядят смешно.
    По-моему мнению, весь материал является обычной подделкой.
    Человек решил пропиариться и, по-возможности, срубить денюшек. Но фантазия бедненькая, реального исторического материала нет, поэтому основная тема - это пьянство. Если в поддельной рукописи описывать реальные события, то можно что-то не предусмотреть и быть уличенным в подделке. А пьянство является удобной темой, с одной стороны многим интересно, а с другой - не поймают на подделке, так как ссылок на реальные события нет.

    ОтветитьУдалить
  12. Подстановка низшего класса в качестве национального типажа является шовинистическим оскорблением. Поставьте в качестве типичного представителя нации неаполитанского певца, художника с Монмартра и ярославского лапотника - для русских это будет наездом.

    На это ешё Леонтьев обратил внимание. Почему когда рисуют пьяницу-мастерового или деревенскую скуластую девку это считается "национальным типом". Почему бы не взять за тип человека верхнего сословия, или хотя бы человека не уродливого и опрятно одетого.

    ОтветитьУдалить
  13. не очень понял логику... "неополитанский певец" - типичный "низший класс". художник с Монмартра" - тоже. к тому же эти художники были известными пьяницами и скандалистами... на этом фоне "ярославский лапотник" выглядит неплохо.
    Это ведь он гоголевскую птицу-тройку "снарядил": "«И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!..»
    Ну, Гоголь известный клеветник русского народа. Его Леонтьев тоже не хвалит...

    Только вот Леонтьев и все эти разговоры про "национальный типаж" - все это в 19-20 вв. осталось. Мир переменился. Нет никакого "национального типажа". И "сословий" давно нет. Ни "верхних", ни "нижних". Те, что про сословия, классы и нации толковали, давно уже пожали страшные плоды. А попытки второй урожай вырастить похожи на пародию.
    Дело не в том, к какому "сословию" или "нации" принадлежит автор этого дневника. Дело в личности этого конкретного человека. Интересна и неповторима личность. Отдельный человек. А "сословия" и "типы" - это дело абстрактное.

    ОтветитьУдалить
  14. >Дело не в том, к какому "сословию" или "нации" принадлежит автор этого дневника. Дело в личности этого конкретного человека. Интересна и неповторима личность.

    Бесспорно. Кабы не высказанное Вами же обобщение этого сидельца в некий типаж, см. комментарий: "Уверен, что, наряду, например, с гоголевской "Шинелью", они станут классическим источником по исторической антропологии русского 19 века. "

    Да, русский человек и такой, и вот такой, и разэтакой. Вы же предложили типизировать именно данный объект.
    Розеттский камень "исторической антропологии русского 19 века" :)

    Одновременно с ним же жил русский чиновник, русский купец-филантроп-попечитель, учитель. Но ни одного из них Вам не пришло в голову вывести в качестве типажа. Не нашлось сподручного дневника? Или просто вышла бы очередная "скучная история"? Или русские они все ж "вот такие"?
    Вопросы, естественно, риторические. Ответ мы знаем. Каждый имеет его в себе.

    ОтветитьУдалить
  15. Далась Вам эта типизация... Напоминаете мне известную историю про студебекер из Ильфа и Петрова. Роскошное слово, не спорю... Но я-то, как раз про другое... Не про типизацию, прости, Господи. Я и слова-то такого не знаю. Я - про случай. Казус. Про индивидуальное, а не про "типичное". Все эти "типы" и "типизации", по моему, - тяжелое наследие советской эпохи. Эпохи победившего неоплатонизма. Им казалось, да, как видим, и сейчас некоторым кажется, что подлинное бытие нужно искать не в "частном", а в "общем". В идее. Хлебом не корми, дай обобщить реальный случай до какого-то абстрактного "типа".
    Кстати, о казусах. Есть такой альманах, "Казус" называется. В одном из выпусков опубликован дневник русского купца, страдавшего содомским грехом. Мучался человек страшно. И о муках своих писал дневник. Как наш с вами пьяница.
    Называется, кажется, ""Пагубная страсть " московского купца". Почитайте! Очень духоподъемная вещь!
    Только не типизируйте! Купцы были разные. Были и филантропы. И мизантропы. Не только педерасты.

    ОтветитьУдалить