понедельник, 26 января 2009 г.

«Град небесный»

Автор: А. Мельник (Опубликовано: «Ростовская старина», № 58, 21.06.1996).

В Ростове уже с прошлого года все, наверное, обратили внимание на то, что стена зданий кремля постепенно приобретают новую – светло-розовую – окраску различных оттенков.

Но эта окраска лишь кажется новой. Еще архитектор В. С. Баниге в 1950-е гг. установил, что именно такой цвет кремль имел первоначально – в XVII в. В те же 1950-е гг. по проекту В. С. Баниге розовато-молочная покраска была возвращена стенам ансамбля. Однако в последующие десятилетия она почти целиком была утрачена.

И вот сейчас – уже в третий раз за свою историю – кремль вновь приобретает тот колорит, который придали ему его создатели.

Встает вопрос: какое значение придавалось светло-розовой окраске кремля в XVII в.?

Установлено, что изначально на центральном парадном дворе кремля имелся роскошный сад, состоявший из яблонь, черемухи и смородинных кустов. Теперь можно лишь мысленно представить, насколько гармонично в конце XVII в. сочетался сад со своим архитектурным окружением. Особенно удивительная картина открывалась взору входившего на центральный двор кремля в период яблоневого цветения. В прямоугольном замкнутом со всех сторон пространстве, образованном величественными сооружениями, окрашенными в молочно-розовые тона, он видел роскошный сад, сплошь розовато-белый от распустившихся цветов, и потому сливающийся в чарующий, сказочный образ с окружающей архитектурой. Сказочность образа довершали белые лебеди, скользившие по зеркальной глади садового пруда.

Несомненно, у любого из современников сразу возникала мысль о рае. Надо полагать, и сами создатели ансамбля сознательно стремились вызвать такую ассоциацию. По замыслу митрополита Ионы Ростовский кремль архиерейский двор призван был символизировать рай или горний Иерусалим.

Подобно горнему Иерусалиму, описанному Иоанном Богословом в Апокалипсисе, ростовский архиерейский двор окружен «большими и высокими стенами». В плане он близок к квадрату, если не считать небольшого, выступающего на юг хозяйственного двора. Но снаружи, из города, этот выпуск практически незаметен. Почти не просматривается он из центрального двора кремля. Парадные северная и западная стены кремля воспринимаются как одинаковые. Двенадцать башенных верхов, включая и башню Часобойни (верх утрачен), напоминают о «двенадцати вратах» небесного града.

Двенадцать участков, на которые делится стена ансамбля крепостными башнями, очевидно, символизировали «двенадцать оснований» стен горнего Иерусалима. Садовый же пруд знаменовал «реку воды жизни», а «райские деревья» - яблони, надо полагать, уподоблялись «древу жизни» небесного Иерусалима.
Итак, все в облике архиерейского двора было проникнуто идеей рая. И здесь мы подходим к пониманию причин появления светло-розовой окраски стен ансамбля. На многих русских иконах XVII в., и, в частности, на тех, которые создавались в Ростове, существуют изображения Христа или Новозаветной Троицы, пребывающих на небесах. Так вот, эти «небеса обетованные» на иконах имеют светло-розовую окраску, это, видимо, соответствовало представлению о рае того времени.

Таким образом, розоватая окраска стен ансамбля архиерейского двора была призвана подчеркнуть его райскую символику.

2 комментария:

  1. Отлично!
    Боюсь даже спрашивать, жива ли эта традиция сейчас? Что-то там с покраской в последнее время чудят...

    ОтветитьУдалить
  2. Жива, конечно, а особенности исполнения отнесем на социальный заказ.

    ОтветитьУдалить