В.А. Лозовой. Мальчишки
Переношу сюда продолжение дискуссий с sims из поста "Винтажная фотография". Начало здесь.
С.Н. Анисков. Праздник
sims пишет: "Новая" фотография - новая ее печать - ведь не скрывает, а подчеркивает "старость" фотки. А Новая печать - с негатива? Или репродукция позитива?
Ну, Люб, новая печать может скрывать или может подчеркивать "старость" картинки, но ведь дело вообще не в этом. Речь идет не о "старости", а о подлинности. Мне кажется, что если отнестись к фотографии не как к "источнику визуальной информации", а как к музейному предмету, то все встает на свои места.
А новая печать м.б. и с негатива и репродукцией отпечатка.
Ну, Люб, новая печать может скрывать или может подчеркивать "старость" картинки, но ведь дело вообще не в этом. Речь идет не о "старости", а о подлинности. Мне кажется, что если отнестись к фотографии не как к "источнику визуальной информации", а как к музейному предмету, то все встает на свои места.
А новая печать м.б. и с негатива и репродукцией отпечатка.
Вот два примера. Когда готовили "Фотолетопись Калининграда" (2004-2005 гг.), то я старался найти в первую очередь фотографии 40-50-х гг. Чтобы показать первых переселенцев в область. Тогда, кроме всего прочего, удалось обнаружить и исследовать архивы двух фотографов - Анискова и Лозового.
Анисков - фотолюбитель. Очень много снимал за пределами Калининграда. Его архив обнаружил внук, который, кстати, и сам очень талантливый художник. Негативы были в очень плохом состоянии. Многие просто погибли. Часть удалось спасти.
Лозовой - следующее поколение. В 1950-е гг. он только начинал. Много работал в разных калининградских газетах. Как многие провинциальные фотографы, он считал, что фотоискусство - это разные эксперименты с техникой, "красивые" постановочные фотографии и т.п. Свои замечательные репортажи не ценил и, собственно, выбросил негативы. Их подобрал один из калининградских фотографов и спас, таким образом.
Оба фотографа - интереснейшие, но речь сейчас не о том. О печати. Оба они были живы тогда, но в возрасте уже преклонном. Оба не хотели заниматься подготовкой своих работ к выставке, даже просто просмотреть и проконтролировать. Так, что всю ответственность пришлось взять на себя кураторам - мне и Дмитрию Вышемирскому. На последнем этапе в отборе работ активно участвовала Свиблова.
Архив Лозового я вывез в Москву. Мы его отсканировали. Архив Анискова сканировался в Калининграде. Собственно, сканирование - это уже стадия "печати". Похоже на "проявку" RAW. У меня этим занималась девочка, которую я сам обучил. В Калининграде, если не ошибаюсь, это делалось в специализированном центре. Мы с Дмитрием вроде как осуществляли контроль. Это уже первые две стадии чужого вмешательства. Стадия 1 - это влияние времени на негативы. Стадия 2 - сканирование.
Затем картинками занимался ретушер. Очень хороший. 3 стадия.
Затем - печать. В одном из лучших мест в москве. 4 стадия.
Все это - без участия автора. И, даже если бы автор участвовал, - то время, когда картинки снимались, оно безвозвратно ушло. Видение мира стариком и полным сил, активным человеком - совершенно разное. А ведь были еще вроде бы мелкие, но важные детали, приметы времени. Например, мода фигурного обреза краев фотографий и т.п. Ведь мы, в начале 21 века, не можем воспроизвести предмет середины 20. Фотография - это не только изображение (на которое, как я показал, разные люди влияли на 4 стадиях подготовки выставки), но и предмет. Понятие подлинности относится не только к изображению, но и к предмету. Это ведь так понятно музейщику.
Так, что конечно, новая печать - это совершенно "не то". И я понимаю пренебрежение, даже какую-то "брезгливость", которая возникает у многих профессионалов.
В то же время, для многих случаев, как мне кажется, - ничего страшного. Надо просто понимать, что ты делаешь. Отдавать себе отчет.. ))) Вот в Муромском музее решили, что они будут к а к п р а в и л о делать новую печать. Для выставок из серии "Фотолетопись Мурома". Так им удобнее и, понимая что теряют в подлинности, они на это пошли. Главное - понимать, что делаешь.
Но снимки классные, правда? )))
Вы, братья и сестры, дискутируете о подлинности/неподлинности фотографии. Но мне слово "винтаж" стало знакомо из гламурной журналистики, где оно означает использование при создании какого художественного или утилитарного предмета с использованием очень разных техник: металл и ткань, пластмасс и дерево и т.п. И взглянув на винтажные фотографии я в первую очередь увидел "коллаж", одну из техник графического искусства, применяемую и в фотографии...
ОтветитьУдалитьС терминами будем разбираться или как?
Лучше не надо, пижонский термин.
ОтветитьУдалитьНе понял, а где коллаж? На каких фотографиях?
ОтветитьУдалить