Я преподаю музеологию (разные курсы) в Новосибирском государственном педагогическом универститете на кафедре истории, теории культуры и музеологии. В конце семестра провели мы конференцию с группой №45, 4ый курс.
Темы выбирали в основном в соответствии с личными культурными пристрастиями студентов. Доклады сделали, ура. Общая картина получилась интересная, тем более что в термине "музеолог" мы ясно слышим призыв к теоретизированию.
В РГГУ(Москва) эта специализация прицеплена к философскому факультету, здесь - к историческому, в Барнауле - к этнографии..
Темы:
Киреева О. Культ медведя в Приобье и его возможные интерпретации на выставках.
Шибанова Л. "Новосибирск космический" - к культурному картированию города.
Брычкова В. Сценарный подход к музейной экспозиции: чего хочет от сценариста посетитель.
Антонова И. Путешествие на автомобиле, особенности этого вида туризма.
Захарова Е. Музейная ночь.
Глухих Е. Проблема авторства в создании музейных экспозиций.
Лаптева Ю. Становление современной массовой культуры Японии на примере manga и anime.
Тангаев А. "Чёрная археология" и контрабанда древностей.
Тихов Д. Программа "Европейская культурная столица".
Конкин И. Концептуальный ресторан.
воскресенье, 25 января 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
ЗдОрово! Прям, можно сборник издавать...
ОтветитьУдалитьИнтересно, а вот разбор конкретных экспозиций, их удачных и неудачных решений, кто-нибудь делает?
Что там у вас, в Новосибирске?
Если неудобно делать разбор, то, может быть, хотя бы обзор сделаешь? Никто ведь нам не расскажет... ))
Если бы еще, для полноты счастья, правильно установить дату на часах...
ОтветитьУдалитьИли, пусть даже не устанавливая, а просто отключить её (даты) отображение на картинках...
Но полноте счастья всегда что-то мешает! ))
На часах - примерная дата покупки фотоаппарата Nikon в городе Лондоне.
ОтветитьУдалитьЭто совсем другое дело!
ОтветитьУдалитьКстати, о сценарном подходе к музейной экспозиции и о том, чего хочет от сценариста посетитель.
ОтветитьУдалитьМне, если честно, вообще не нравится этот "сценарный" подход. Сценарий - это коридор интерпретации. Задается он отбором экспонатов, контекстом, который они взаимно создают друг для друга, вспомогательными материалами, художественным решением. В плохих экспозициях, там где все остальное не продумано и не простроено, - только активным художественным решением. И все это очень быстро устаревает. Активное художественное решение - в первую очередь. (Слово "активное" - это я сейчас придумал. В противоположность "нейтральному", всецело подчиненному содержанию экспозиции.)
В результате, через короткое время экспозиция смотрится, как полный отстой. Примеры такого атстоя - известный Музей Маяковского, те залы московского Музея Толстого, где наивному художнику позволили почудить. Еще про Красноярский музей я, кажется, писал в одном из постов. Да много можно назвать... Их объединяет наивная уверенность художника, что его сраные "интерпретации" представляют всеобщий интерес. И что они важнее, чем подлинные вещи, музейные предметы. Это, конечно, результат полной беспомощности и непрофессионализма экспозиционеров.
Правильно, как мне кажется, делать экспозицию, которая позволяет множественность интерпретаций. И средствами интерпретации должно быть не художественное решение, а рассказ экскурсовода и, например, (такого не видел) технические средства. Например, на экранах, расположенных в экспозиции, меняется информация (текст, картинки, графики, видео и т.п.) в зависимости от выбранного сценария показа. Соответственно, должно быть заготовлено несколько возможных сценариев.
Что же касается основного ряда экспозиции, то, чем нейтральнее он будет, - тем лучше. Примеры - Британский музей, ГИМ (при всех его недостатках), Эрмитаж и т.п.
Интересно про экспозицию. Судя по последнему отзыву "образцы2 экспозиций приведены по художественным музеям, а мы все в худмузеях думаем что делать и как переделать? Может неправы?
ОтветитьУдалитьТак как меня (неожиданно) стали спрашивать, кто из студентов что доложил, то уточняю:слева направо!
ОтветитьУдалитьДмитрий Тихов - Евростолица, экперт по кафе (практик:работает барменом)
Оксана Киреева - всё про Медведей (цитирует поэму Пушкина "Евгений Онегин"- сон Татьяны),
Юлия Лаптева - про-анимэ, экперт по фэнтэзи,
Катя Глухих - знает всё о скансенах,
Ирина Антонова - водит джип FORRESTER,
Лиля Шибанова - эксперт по космосу,
Елена Захарова - эксперт по ночным клубам,
Вероника Брычкова, жена офицера, недавно родила сына Николая!+эксперт по экпозициям,
Иван Конкин,проектировщик концептуальных ресторанов,
Александр Тангаев, ловец архео-контрабандистов,
и я,блещу глазами в очках
А где "художественные" музеи? Британский музей? Или ГИМ? Эрмитаж? Нет "художественными" эти музеи назвать нельзя. Это нормальные универсальные академические музеи.
ОтветитьУдалитьНо я понимаю, о чем речь. Только не знаю, что ответить.
В тех музеях, что я перечислил, ключ к успеху, на мой взгляд, лежит в обилии экспонатов. Из этого обилия каждый экскурсовод может выбирать свой ряд. Соответственно, можно варьировать экскурсию. Экспозиция получается "многослойная".
Потом, там много "встроенных" "микровыставок". Или, даже, не "микро". Это тоже дает "многослойность".
Что касаемо чисто "художественных" музеев, то, мне кажется, можно экспериментировать в направлении более комплексных экспозиций и выставок. Создавать для произведений контекст. Предметный фон. И опоры для рассказа экскурсовода. Может быть, вспомогательные материалы вводить...
Помните, одно время были в моде "выставки одной картины". Можно, наверное, экспериментировать на таких выставках, создавая, пробуя, комплексные решения. А потом, накопив опыт, решать, что делать с основной экспозицией.
Это все ИМХО, конечно. Готовых рецептов ни у кого нет.
А что у вас за музей? Если не секрет...
Музей региональный, по классификации, что ни есть художественный - Волгоградский музей изобразительных искусств. 7000 ед.хранения, основание 1960 год, помещение - 1 этаж жилого дома. Это было временным решением, но пока остается постоянным. Да и плюс "тень Матери-Родины", так что есть о чем подумать размышляя не только про экспозицию. Меня в целом сейчас занимает все, что связано с художественными музеями: экспозиция, практики, социальные функции. Так как мне кажется, что художественные музеи имеют свою специфику, по всем выше перчисленным параметрам. А про комплексность согласна. Мы у себя уже не раз пробовали и получалось "Уроки Леонардо" например.
ОтветитьУдалитьДа, знаю "Уроки.." Хороший проект! ))
ОтветитьУдалитьхотелось бы ответить на комментарий о сценарном подходе..В задачу экспозиционного творчества входит комплексное создание "концептуально" обусловленной среды..в процессе формирования экспозиционного жанра происходила планомерная разработка "музейного образа" в его понятийной и предметной форме,развиваясь от чисто эстетического в сторону создания концептуально-художественного и постепенного перехода к сюжетно-драматургическому образу (экспонат все больше включается в сюжет)..Искусство в наш век избыточной информации тяготеет к сконцентрированной выразительности,стремится через немногое о многом сказать,доверяя способности современного человека к ассоциативному мышлению;это позволяет создавать авторские,художественно-мифологические картины мира,обладающие определенной идеей..процесс создания экспозиционно-художественного образа представляет собой сложную цепочку взаимодействия сценарного "первообраза",музейных предметов и средств функционально-декоративного оформления;этот образ всегда многозначен,поэтому его "авторский" смысл можно выявить только в контексте экспозиции( в экспозиционном сюжете)..задача сценариста-выразить внутренний драматизм музейной темы,возникающий как результат сопричастности посетителя экспозиции.
ОтветитьУдалитьЧто касается "интерпретации" художника,то нельзя говорить,что она важнее или не важнее самого музейного предмета,т.к. она наделяет его глубоким смыслом,раскрывая суть..и проблема заключается в том,на мой взгляд,что даже экспозиционеру-профессионалу далеко не всегда удается найти достойного художника,занимающегося "открытым проектированием".
Лихо закручено!
ОтветитьУдалитьКак все великое, этот текст нуждается в длительном осмыслении. Пока же замечу, что художник не должен, да и не может интерпретировать музейный предмет. Он должен своим средствами воплощать ту концепцию, которую ему рассказал специалист-экспозиционер. Между художником и музейным предметом всегда присутствует этот посредник.
Если же художнику так хочется "поинтерпретировать" в свое удовольствие - то пожалуйста, за пределами музея и не за музейные деньги. Или же специально оговаривать, что мы вот на такой смелый эксперимент пошли - позволили художнику вольно поиграться с музейными предметами. В виде исключения...
Иначе это не экспозиции будут, а сплошной импрессионизм. Типа Музея Маяковского. Я, дескать, так вижу. А ты кого-нибудь спросил, нужно ли здесь свое художественное "видение" проявлять?
полностью согласна, ура! самовыражаться - не за счет музейный предметов.
ОтветитьУдалить...скажите, а если я просто картинки экспозиций повыкладываю, разных музеев - без умных комментариев - можно?
...а про художественные музеи и подход к экспозициям - меня в позапрошлом году сильно порадовал Костромской музей - взяли и все перевесили в художественном, осталась галерея, но - по жанрам, а не по привычно-тоскливой хронологии... вот тебе портрет - и западный, и парсунный, и передвижники тут, и абстрации... и натюрморт, и пейзаж... живенько
Конечно выкладывай фотки! Хорошо будет! Бери пример с Дмитрия! )))
ОтветитьУдалитьЭх, узнать бы еще, что такое "открытое проектирование" у художников! И чем отличается от "закрытого"?
А?..
Наверное, с медициной связано?
Помните, в Бриллиантовой руке тоже все выясняли. Там, говорит, у тебя вовсе не закрытое проектир... тьфу, то есть, перелом! А какой же? - Открытый!
Вот и нам бы выяснить! Вопрос, оказывается, остался актуальным.
в открытых и закрытых... тут я точно не спец... меня длинные слова, как Пуха, утомляют )))
ОтветитьУдалитьспасибо, соберусь с силами и закидаю картинками, ага