Не роскошный, но вполне информативный буклет музея. Вообще печатных сувениров немало.
Изба с основной этнографической экспозицией. С нее и начался музей как "домик", помещение. Но фактически в рамках проекта произошла реконструкция субэтноса "кацкарей", жителей волости бассейна реки Кадки.
На входе в музей представлена карта бассейна реки Кадки с указанием существующих и утраченных сел, деревень, храмов и проч. Сейчас волость принадлежит нескольким разным административным единицам. А создатели музея выявили "кацкий язык" (= местный диалект), местную мифологию, предания и так далее. Есть книга Сергея Темняткина "Моя Кацкая Русь", издается краеведческая газета и т.д.
Вот сюда народ валом валит.
Все смотрит
... рассматривает...
глазеет...
фотографирует... всюду проникает...
Русская печь - настоящая, но уже не топится из-за старости. Но на ней висит экспликация, описывает ее устройство и наименование всех ее частей. Сделано было от руки карандашом и акварелью. Висело не долго. Сейчас сняли. Вроде как несолидно. А жаль. Эта фотография сделана мной еще на бумажное фото лет 5 назад.
А тут, видимо, дали место удовлетворить страсть посетителей достопримечательностей к бросанию монеток. Это - устье печки... (?)
Светелка
Обширный хозяйственный подпол, в прошлом летняя контора хозяина дома...
....и, конечно, кладовая.
В музее можно не только все смотреть и трогать, но и сидеть.
На чердаке тоже экспозиция
... подчас весьма забавная... (отдельные известные мне методисты некоторых больших музеев еще недавно такое бы не перенесли)
...встречается этикетаж...
... а сейчас начнутся "коменьячения" (написал и задумался, слышал слово сто раз, а как писать - не знаю. Извините. Как называется на кацком языке хранитель фондов, помню, т.к. документация в музее ведется на двух языках - русском и кацком: "бережной укопов"). В отдельной избе все готово к программе для туристов.
Сотрудники музея, понарошку нарядившись в жителей деревни, разыгрывают сцены из деревенских посиделок. Но это не "развестистая клюква". А построенный на реальном этнографическом материале экспромт.
Вот из числа туристов выбрали Агашку и сватают за нее своего сынка- дурня. А "агашки" все не нравятся родителям. Так и ездят не по разу в Мартыново из Москвы, Ярославля и других стран...
...грустят старики
...а "гляженные" смеются, хлопают, едят и очень довольны представлением...
В позапрошлом году, наконец, завели скотный двор. Туристы могут САМИ покромить барашков, вечно-то голодных.
Нечего уж говорить и про огород при музее. Музей стал градообразующим предприятием. Местные жители приносят мед, молоко, пироги на продажу, "на дорожку".
А еще куют, лепят, режут и всяко ваяют сувениры.
В туалете - важная подробность - туалетом не пахнет. У рукомойника всегда сухое (!) полотенце.
А вот и сувенирнная лавка.
...и главный сувенир - белая корова, символ солнца, а значит - благополучия. Кацкое пожелание: чтобы к тебе во двор зашла белая корова. С этим добрым обращением, прощаюсь с читателями блога.(Все видел и трогал. Всё настоящее. И давно хотел об этом написать - даже целую работу - как замечательный кейс по культурному менеджменту. Еще многое осталось за кадром).
среда, 4 февраля 2009 г.
Музей кацкарей в деревне Мартыново
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Dmitri, в чём же секрет успеха? Подвергни ж усё биспащадному аннализу!
ОтветитьУдалитьЧто ощутимо - в этом мышкинском и примышкинском море музеев и музейчиков тонет главное (для меня, по крайней мере) - Народный музей. Не знаю, может ревность это - может, мнится мне, что заслуги коллеги Гречухина замалчиваются? Некоторое время назад была там на юбилее газеты - Самого, бывшего в ссоре с главой, не было. Слова хорошие были, общее чувство неловкости - было, а человек отсутствовал.
ОтветитьУдалитьВ отношении его это разлюбезное словцо "миссия" очень к месту оказывается.
Комментарий-ответ к комментариям.
ОтветитьУдалитьFor Sorrokin
Беспощадный анализ, конечно, нужен, о чем, собственно. в конце и сказано. Кто бы его сделал! Может, и я попробую.
For Sims
Тема Гречухина здесь ни при чем. Феномен Гречухина и Мышкина заслуживают самостоятельного разговора. Гречухин - обычный гений, которому трудно среди обычных людей, как, впрочем, и им с ним. Но как бы ни складывалась бытийное сосотояние их - людей и гениев - отношений, Гречухин вписан в историю Мышкина, русской провинции и страны.
Я же привел кейс Мартынова как практически чистый пример Cultural Management (именно так, по-русски не звучит). Если Гречухин всю жизнь своим примером доказывал, что и как должно и может быть, то здесь новое поколение на имеющемся вполне культурном ресурсе и с применением готовых технологий создало "продукт" и успешно его продает.
Еще замечу, что такого образцового сосотяония музейного учета как в Музее кацкарей еще поискать и во взрослых музеях!
И еще: ознакомившись с мышкинским опытом еще в 1990-х, я всерьез задумался о применимости к этому явлению понятия "музей", к которому мы привыкли в госмузеях. Может быть, так: "музейная художественная самодеятельность". Знаю, что многие со мной не согласятся, типа - "музеи без границ" и проч. Но все-таки определение хотелось бы найти. Тем более, что в последнее время, несмотря на концепции уважаемого А.В. в 18 мышкинских музеях (это я насчитал в сентябре 2008 г.) все-таки стал заметен крен в сторону таки канонического для отечественого музейного опыта сторону: в экспозициях появилось оформление, этикетаж, некоторая тематическая разбивка материала и т.п., а не лавка старьевщика, как это было в прошлом.
Это так, к слову. А я все-таки про Мартыново писал. :)
А еще спасибо за внимание к моему первому в этом блоге опыту публикации
ОтветитьУдалитьОй, спасибо за публикацию про кацкарей - и что особенно радует, - своими ручками сделанную...
ОтветитьУдалитьМне тоже кажется, что Кацкая волость, музей в Мартынове, вся исследовательская, экспозиционная и мифотворческая деятельность - феномен отдельный, поражающий успешностью. И хотя без Гречухина и предыдущего мышкинского музейного опыта вряд ли бы и произросший, да, - но все же про Мартыново точно нельзя говорить, что это "примышкинское море"... Явление очень самобытное, отдельное и не бывшее самодеятельностью никогда.
Анализу хочется!!!
А вот что мне написал Сергей Тменяткин, узнав про материал о Музее: "Отвойнёё забаю! Акурат к моему нню натоенья!"
ОтветитьУдалитьА что же в туалете-то не пахнет? Вроде, нетрудно все организовать...
ОтветитьУдалитьА все ж лавки старьевщика хочется... Оно такое наивно-подлинное.
ОтветитьУдалитьМифотворчества там, в темняткиной вотчине, немеряно. Хотя бы - по части якобы диалекта. Каждый, кто по области, особенно по ее северу, путешествовал - согласится: то, что представлено как нечто особенное, как диалект кацкий, - есть ярославский говор. Плюс, конечно, так сказать, феня сельского пролшетариата. И отходников, и оседлых. Мышкин, Брейтово, Тутаев, Пошехонье, Данилов, Любим, Вятское...
Да что говорить, я такое в борисоглебских селах и деревнях слыхивала. И в ростовских.
А прибаутошность в речи устной и письменной - от того же Гречухина воспринята, который сейчас, мне кажется, иначе уже и не пишет. Его предшественники - Салытков незабвенный - писал строго, по-учительски ))
Когда мы были в Чухломе, Дима вспомнил, что у мышкинцев была такая пьеса - "Чухломич в гостях у Пошехонца". Все-таки, молодцы они. Надо же так чувствовать русский язык...
ОтветитьУдалитьА про типологию музеев - отдельная песня, конечно. Одна моя знакомая, вроде, диссертацию собирается писать про эти разные негосударственные музеи.
ОтветитьУдалить>А что же в туалете-то не пахнет? Вроде, нетрудно все организовать...
ОтветитьУдалитьЯ как-то не задумывался над тем, что в туалете ОБЯЗАТЕЛЬНО должно пахнуть туалетом. Наоборот веками русский обыватель мечал о теплом, чистом и непахнущем нечистотами туалете, приводя в пример опыт посещения отхожих мест "на Западе". И вот, когда это свершилось, некоторые скептики как будто требуют вернуться к истокам и вернуть это достойное наследие в нашу повседневность.
Между тем, в кацком краю родной запах устранили старым дедовским способом: в выгребную яму сыплют древесную золу. Потому и не пахнет. Поэтому, чтобы организовать, следует отказаться от опыта предков-крестьян и вернуться к достижениям городской цивилизации общественных туалетов...
Итак «писпащатный аналиссс» кацкага кейса
ОтветитьУдалитьЧтобы провести анализ призываю по мере моего описания задавать вопросы и вносить коррективы: что, собственно, анализируем, а потом синтезируем; что генерализируем, а что дифференцируем и проч.
Для начала феноменология
Деревня Мартыново находится примерно на полпути между Угличем и Мышкиным. Дорога неплохая, указателей нет.
Музейный комплекс на сегодня состоит из 3 зданий: в одном музей, в другом – место для музейных программ, третье – еще не совсем освоено, хозяйственное, со скотным двором. Все избы рядом в конце деревни. Рядом автостоянка.
Музейная программа состоит из экскурсии по избе с сохраненным в основном интерьером прежних хозяев, включены предметы быта XIX-XX вв., от традиционных (этно- горшков и корзин) до советских (одежек, вымпелов), по сараю и надворным постройкам. Иногда – прогулка по деревне. Потом программа посиделок с едой и коменичанием. Особенность экскурсии в том, что она – при весьма стандартном исполнении – не заезжена. Старые музейные волки знают, что иногда экскурсовод произносит текст автоматически, свободно отвлекаясь на самые разные мысли. Здесь этого нет. Экскурсия проводится в форме беседы, даже собеседевания, что проявляется скорее в интонации, нежели в понуждении к диалогу, беседе. Постоянный плавный переход от показа вещей к упоминаниям, например, о своей бабушке или своем доме, как сейчас и как было. В манере общения нет дидактики. Не сказать, что экскурсоводы подыгрывают туристам. Желающим показать эрудицию не мешают, включают в беседу, выслушивают радостные реплики, задают вопросы и проч. Меня удивляет абсолютная взаимозаменяемость экскурсоводов. Я слышал многих. Уровень у всех одинаковый. Интонация и манера – разные. Весьма традиционный для экскурсии показ и завлекательно-развлекательный рассказ (а показ – обязательно показ) всегда сопровождаются комментариями научно толка и пояснениями. Незнание чего-то или затруднение в ответах на вопросы не скрывается: равноправие и равноучастие в понимании, в попытке понять и выяснить.
Особенно, в открытую это делается во время коменичания, когда переодевание сопровождает игру, а возврат к обычной форме одежды означает переход к объяснению сыгранных сцен.
В экспозиции почти нет этикетажа, как, впрочем, и самостоятельного осмотра. Одиночные туристы практически не водятся, а экскурсии проводятся и для малых групп, прибывших вдруг самоходом. Но обычно принимают по заявкам. До эпохи мобильной связи это было очень трудно. В деревне всего 2 телефона.
Для лютых хотельников типологизации :)
ОтветитьУдалитьПеред вами - успешно работающий экомузей.
Про европейский такой опыт см. журнал MUSEUM разных лет.
Респект и уважуха, конечно, герру Темняткину!
Вот книжка на глаза попалась: "Кремль - детям" (вып. 1. М., 2002, материалы какого-то всероссийского фестиваля. Сценарий игровой экскурсии (Моск. Кремль):
ОтветитьУдалить...Экскурсовод: Скажи нам, государыня-царица, зачем здесь иконы висят, когда церковь в доме есть?
Царица: Так о злых духов да людей, от сглаза да зависти, в помощь добрым христианам образа даны. Одни в красном углу стоят, им молитвы возносят, другие над дверью висят, покои оберегают...
>Вот книжка на глаза попалась: "Кремль - детям"...
ОтветитьУдалитьЭто что значит: и за кремлевский базар кацкари в ответе?
Так все тот же музейный наив. Сориентированный на одно и то же - развлекаловку.
ОтветитьУдалитьА что такое "музейный наив"? Что такое "развлекаловка"?
ОтветитьУдалитьСреди функций музея есть и рекреационная, сиречь развлекательно-отдыхательная. Пусть будет, если сделано хорошо, профессионально.
Но ею же музей не исчерпывается, в том числе и кацкий...
))) Определения не дам. Я так чувствую. А я в музее - потребитель. Где лжа, а где правда - почувствую. И не одна я.
ОтветитьУдалитьРасскажу любимый анекдот, который уже рассказывала. Дама из музея детям худстудии лекции читала об иконописи. Провожаю дочь (возраст - начальная школа) на занятие, спрашиваю, что нынче делать будут. Дите отвечает: Ааа, опять Вера Ивановна будет вспоминать, что на прошлом занятии говорила. Я: "???!!!" Она: "Да: "Давайте вспомним, дети, о чем мы говорили в прошлый раз"..."
Те же дети, вспомните, кто обременен, своих, к приобретению и освоению знаний относятся очень серьезно. Пока сил хватает, рассматривают, задают вопросы.
И девка в сарафане или мужик в кафтане как посредник между дитем и музеем - и лишнее, и снижающее эффект.
> И девка в сарафане или мужик в кафтане...
ОтветитьУдалитьДык это ж в Ростовском музее, в Коломенском видел тож. Причем тут кацкий?
А там - ваще мужики в сарафанах!
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьКстати, а почему у них капуста такая поганая? Туристов можно было бы припахать - или гусениц собирать, или хоть золой посыпать! (или дустом - как в старину)
ОтветитьУдалить> ...в чём же секрет успеха? Подвергни ж усё биспащадному аннализу!
ОтветитьУдалить> Анализу хочется!!!
> Беспощадный анализ, конечно, нужен...Кто бы его сделал!
> Чтобы провести анализ ... задавать вопросы и вносить коррективы: что, собственно, анализируем, а потом синтезируем; что генерализируем, а что дифференцируем и проч.
И вот к чему сводится интерес: а почему у них капуста такая поганая?
Будем обсуждать качество капусты на глаз?
Глаз агронома-профессионала капусту оценил - повреждения значительные.
ОтветитьУдалитьБарашков надо пасти, а не в загоне держать на потеху туристам.
Вот это все - тоже лжа.
Хотя, впрочем, капуста очень правдива. Если учесть, что ярославскому крестьянству всегда было слегка наплевать на сельское хозяйство, поскольку в отход ведь все рвались. И эта веселая жизнь, когда бабы - дома на полях и огородах (наши, поречские, все больше поденщиков кашинцев нанимали ))), а мужики до михайлова дня в городе - в деревнях и селах Кацкой волости имела место быть.
Хе-хе, сейчас только картинку со схемой рассмотрела. ПМК - организация мелиораторов. Я даже сразу не вспомнила, как это слово говорится. Надо - пэ-эм-ка. И означает не "организация мелиораторов", а передвижная мелиоративная (или механизированная?) колонна. А! Нет! ПМК - передв. механизир. колонна. МПМК - мелиоративная ПМК.
Для ФАП сообразили, как аббревиатуру расшифровать, а вот ПМК - нет.
ПМК - это уже не абревиатура, а топоним-символ эпохи. Расшифровать для порядка, конечно, стоило бы. Я, например, встречал название ПМК как имя собственное. Ведь обычно не расшифровывают то, что общеизвестно и вошло в речь, как самостоятельное слово: ЦБР, СТО, ЦБС. МУК, ГУК, ООО, ОАО и прочие безобразия речи.
ОтветитьУдалить