вторник, 20 января 2009 г.

Памятник искусства III Рейха в Калининграде



Этот всадник с факелом, возможно, последний пример нацистского искусства в Калининграде. Рельеф расположен над входом в башню стадиона Балтика. Стадион – один из старейших в Европе и старейший в России. Он построен, кажется, в 1892 г. Назывался Вальтер Симон Платц, а с 1933 г., когда Эрих Кох стал гауляйтером Восточной Пруссии, - Эрих Кох Платц. Я не знаю историю стадиона. Чисто стилистически можно сказать, что башня и трибуны построены уже при Кохе. На это указывает характерный тесаный камень, использованный при отделке. Типичный прием в архитектуре 3 Рейха. Рельеф с изображением всадника, несущего факел, единственный на стадионе. Были ли в 30-е годы другие рельефы я не знаю. Возможно, этот мотив связан с Олимпийскими играми 1936 г. в Берлине. С Игр 1928 г. возобновилась традиция зажжения олимпийского огня. В 1936 г. огонь впервые был доставлен из Олимпии бегунами, передававшими факел, как эстафетную палочку. Возможно, идея изображения связана именно с этим контекстом.
В последние годы в Калининграде обсуждается проект строительства нового стадиона на окраине города. Территорию же стадиона Балтика планируется передать под малоэтажную застройку. Это означает потерю еще одного объекта наследия города.
Сердечно благодарю калининградских коллег за помощь.

Фото из коллекции М. Попова.



16 комментариев:

  1. А он не несет факел. Нес бы - язык пламени бы отнесло ветром назад. Просто лошадь на задние лапки встала, оттого всадник так прямо сидит. У лошади какое-то верблюжье лицо (((

    Насчет связи с олимпийством - догадки или факт? Должен бы быть бегун, а не всадник.

    ОтветитьУдалить
  2. Нет, я же пишу, что бегуны, эстафета с огнем, появились только с 1936 г. А огонь, как непременный атрибут возрожденных Олимпиад, - с 1928. Т.о., в период между этими датами, возможно "олимпийское" изображение всадника с олимпийским огнем.
    Это догадка. Или гипотеза... )))

    ОтветитьУдалить
  3. Вещь может быть наследием и того, и этого, и позаэтого, много чего. В данном случае этот рельеф скорее читается как наследие международного олимпийского движения, чем рейха. Никакой спцифически нацистской символики не изображено. Мужик, конь и факел. Прям советский стадион. Пионерлагерь. Но то, то в фашистских государствах уделялось огромное внимание спорту - факт неоспоримый, мда.

    ОтветитьУдалить
  4. Речь идет о специфическом стиле. Мы же не можем, например, представить, что эта вещь была создана в СССР начала 60-х... Попробуй-ка приведи аналоги с советских стадионов. Или из пионерлагеря. А символика - это то, то на заборе написано.
    Да, и наследие международного олимпийского движения - тоже. В той мере, в какой нацистская Германия в нем участвовала. Олимпийская идея - это тема работы. А стиль - это нечто иное.

    ОтветитьУдалить
  5. Какие черты этого "специфического стиля" мы видим на этих фотографиях, интересно?

    ОтветитьУдалить
  6. Ну, Володь... )))
    Конечно, там в уголке нигде не поместили маленькую такую свастику. Чтоб не ошиблись потомки.. Чтобы, все-таки, был нацистский символ. Такую, маленькую-маленькую... ))) Как на произведениях сталинской эпохи мы далеко не везде видим серп и молот.
    Рельеф, безусловно, стоит рассматривать в контексте всего стадиона. Как часть комплекса. Я специально поместил фотографию Видно же, что это типичная такая нацистская неоклассика. А если добавить рельеф - то еще и вместе с типичными же для них элементами романтизма и модерна. Эклектика, конечно, но все вместе - сильная и "стильная" вещь. Принадлежащая эпохе, когда Германия "вставала с колен". ))
    Жалко стадион... Сломают его, ради двухкопеечной наживы...

    ОтветитьУдалить
  7. Забавно, все-таки, это нынешнее сочетание грошовых пластиковых кресел и тесанных каменных плит. То, что делалось на века и плесень, которая наросла сверху. Сапропель.
    Нет, главная проблема Калининграда - это проблема наследия. В том числе - проблема полной эстетической импотенции советских властей. Люди, как будто, специально расписываются в том, что они временные и хозяевами себя не чувствуют. Украл - выпил - в тюрьму.
    Ну, еще один памятник уничтожат. Но наследие все-равно будет "проступать". Не знаю, какие тут возможны ходы... Может быть, единственный выход - это его "осваивать", воспринимать, как "свое". Заявлять свои права на него. Не замечать - не получится. Уже с 45 года не получается. Нужно строить культурную политику, направленную на освоение. Калининградская область - один из тех, немногих пока, регионов России, где культурная (=постиндустриальная) политика лежит в основе любой другой (экономической, демографической и т.д.).
    Или смириться с мыслью, что все придется отдать. Так или иначе. Через вхождение в новую Европу, например... И "равные" права для всех. Для "прошлых" и "нынешних". Только "прошлым" будет на что опереться, а у "нынешних" не будет ничего. Кроме этой плесени.
    Говорю это с позиции человека, который для нынешнего населения Калининграда сделал один из немногих проектов, выявляющих его (этого населения) культурную идентичность. Проект "Фотолетопись Калининграда" - попытка показать, что "наследие" на территории Калининградской области, - это не только немецкое наследие. У современного населения "наросла" своя история, свой слой наследия. Был свой "романтический период".
    К сожалению, эта линия так и не была продолжена. А ведь есть еще наследие пруссов! Которые к немцам отношения не имели. Более того. Большая часть элиты этого племени ушла тогда, в 13 веке, под давлением германцев, на восток. И дошла до Руси. Многие рода русской элиты ведут свое начало от выходцев "из Прус". Далеко ходить не надо. Пушкин, например.. ))) Не только из Эфиопии, между прочим.. Народ остался немцам, а элита ушла к нам. И вот тут можно разные разговоры о правах вести. Не юридических, конечно, а историко-культурных. Пусть это миф, но миф, а не фальшивка.
    При этом, в Калининграде, в краеведческом музее, находится сейчас чудесным образом спасенная, найденная совсем недавно, Прусская коллекция. Она, насколько я знаю, реставрируется сейчас на немецкие деньги. И что? Какие планы на эту козырную карту? - Да никаких!
    ИМХО, конечно.. Но печально все это..
    Мои симпатии во всей этой истории - на стороне нынешнего населения Калининграда. Их там больше миллиона. Живые люди. Уже три поколения.
    Ну, и на стороне памятников, конечно. Любых. Хоть немецкий, хоть советских, хоть прусских.

    ОтветитьУдалить
  8. Можно предложить еще одно пространство истолкования семантики этого рельефа.
    Известно, что вход в берлинскую рейхсканцелярию был украшен двумя скульптурами любимого художника Гитлера, Арно Брекера. Произведения создавались по прямому заказу Гитлера. Это "Факелоносец" (Гитлер назвал эту скульптуру "Партия") и "Меченосец" (по версии нацистского вождя "Вермахт")(см. здесь: http://www.agniart.ru/rus/showfile.fcgi?filename=11-4/11-4.html&fsmode=articles ).
    Стадион в Кёнигсберге носил имя Эриха Коха - партийного вождя Восточной Пруссии. Можно предположить, что фигура с факелом и здесь олицетворяла "партийное начало".
    Если уж речь зашла о скульпторах, то в Кёнигсберге тогда плодотворно работал Герман Брахерт. (Его музей сейчас открыт в Светлогорске.) Я, к сожалению почти не знаком с его творчеством, но это имя - первое, что приходит в голову, когда смотришь на рельеф. Кстати, жена Брахерта работала фотографом у другого культурного героя Кёнигсберга-Калиниграда, хранителя музея Роде. У того самого, чье имя связано с тайной Янтарной комнаты. Роде и Прусскую коллекцию описывал, и прятал в конце войны.Вот так все перепуталось.
    Другой путь - поиск аналогий в самом Калиниграде. На его улицах еще остались дома со скульптурной декорацией. В том числе - с рельефами в стиле модерн.

    ОтветитьУдалить
  9. надеюсь, я не слишком резко... Не уверен, что четко выразил свою позицию. Все мои симпатии - на стороне нынешнего населения Калининграда. Не на стороне "бывших" немцев - они всё просрали. Не на стороне России или Германии - они и без меня обойдутся. А вот люди, которые там живут - они рискуют опять оказаться разменной монетой в чужой политике. Это сообщество, для которого вопрос культурной идентичности - это вопрос о праве на будущее.

    ОтветитьУдалить
  10. А мои симпатии на стороне международного Олимпийского движения, имеющего богатую и достойную историю и наследие в разных странах. В отличие от SS я не вижу ничего специфически нацистского в архитектуре этого стадиона, нацистские цацки, видмые на одном фото, с него давно убрали, и ни конь, ни чел ни факел, и даже ни грубый квази-антично обработанный камень - никому они не угрожают. Стадион может быть спасён только если он будет продвинут как НАСЛЕДИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Любая власть ЭТО вос-при-мет.

    ОтветитьУдалить
  11. "первое, что приходит в голову, когда смотришь на рельеф" - это первое, что приходит в голову редкому нуоччченьзнающему специалисту по Кохам и иже с ними :), а в голову прростому человеку (и слава богу!) приходит спортивность, завещанная нам древними греками (спасибо им), чей стадион в Дельфах (а я ТАМ был!:) мало чем отличается от неединождысфоторафированного.

    ОтветитьУдалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. >Любая власть ЭТО вос-при-мет.

    А в чём позиция? ))
    Этот стадион вовсе не памятник "международного олимпийского движения".
    Мне кажется, что экспертная позиция - говорить правду. Кто-то же должен! )))
    И "Любая власть ЭТО вос-при-мет". Так или иначе... ))

    Я свою изложу в следующем комменте.

    ОтветитьУдалить
  14. Вот, что я думаю.

    1. Стадион "Балтика" - одно из старейших сооружений такого рода в Европе. И старейший стадион в России. Это памятник, объект наследия.
    2. Стадион "Балтика" - великолепное архитектурное сооружение, не имеющее аналогов на территории России. Это памятник, который способен служить образцом для многих поколений архитекторов.
    3. Стадион "Балтика" - одно из важнейших градообразующих сооружений Калининграда. Он создает общественное, публичное пространство в центре города. В этом смысле их, таких пространств, в этом районе города, - три. Стадион, зоопарк, и парк Луизенталь. Стоит уничтожить одно - будут уничтожены и все остальные. Уничтожение стадиона - начало новой стадии уничтожения памятников Кёнигсберга/Калининграда.
    4. Предыдущая стадия - уничтожение Королевского замка. Как колыбели прусской военщины (или что-то в этом роде). Сейчас уже все поняли, что не надо было это делать. И чуть ли не восстанавливать собираются. Одной рукой восстанавливаем, другой - рушим?
    5. Современному городу нечего предложить для застройки этой территории. В России нет архитекторов, которые были бы способны предложить что-либо, хоть как-то способное заместить утраченный памятник. К тому же - с этим вряд ли станут связывать свое имя уважающие себя специалисты. "Малоэтажная застройка", о которой идет речь, - это т.н. "коттеджи". Печально известное новорусское увлечение для "новых богатых". Признак дурного тона. Заполнить этими уродцами центр одной из европейских столиц - сомнительное достижение и смертельный удар по репутации.


    Нет, я не верю, что уничтожат стадион! ))

    ОтветитьУдалить
  15. SS пишет: "Стадион "Балтика" - великолепное архитектурное сооружение, не имеющее аналогов на территории России. Это памятник, который способен служить образцом для многих поколений архитекторов." При этом тезис о явной специфичности архитектуры стадиона как нацистской SS незаметно снял :)
    НАДО интерпретировать стадион как памятник олимпизму, чью эмблематику (чувак на коне с факелом) он несёт. Это, я считаю, РЕАЛЬНАЯ возможность спасти STADION (греч.)... Другое дело, если местные власти хотят вытравить ВООБЩЕ ВСЁ ЕВРОПЕЙСКОЕ, включая и евроспорт:)
    Современные архитекторы, конечно же, могут, могут выше, быстрее, сильнее, но это уже другое. Мы ж о наследии.

    ОтветитьУдалить
  16. >При этом тезис о явной специфичности архитектуры стадиона как нацистской SS незаметно снял :)

    Но я же и говорю - что мне все-равно, чьё наследие. Я же за наследие вообще, а не за нацистское наследие в частности. ))
    Но и прятать то, что лежит на поверхности - глупо. Оценку и атрибуцию все-равно кто-то должен давать. Мне кажется, что будет правильно, если местное сообщество возьмет на себя ответственность за любое наследие, находящееся на этой территории. В том числе - и ответственность за нацистское наследие. Стоит сохранять любое наследие. Даже наследие преступного режима. Хотя бы - в качестве урока будущим поколениям.

    ОтветитьУдалить