понедельник, 12 января 2009 г.

Из повседневной жизни ростовского детского сада в 1936 г. Простая фото-история

Не знаю, как правильно назвать эту заметку. Даже не знаю, про что эта история. Наверное – про жизнь.




В семейном архиве моего друга хранятся два альбома с фотографиями. Эти альбомы остались ему от деда. Николай Аристархович Костырев в предвоенные годы возглавлял в Ростове, Ярославской области, Артель инвалидов. Был ее председателем.

Сейчас эти организации, со странным для современного слуха названием, мало кто помнит. Но вот в период между двумя войнами они играли важную, как сейчас сказали бы, социальную роль. В эти артели объединялись инвалиды 1 Мировой войны. Их (инвалидов) насчитывалось десятки или сотни тысяч. У меня нет под рукой точных данных, но известно, например, что со стороны России в ту войну было ранено свыше 2800000 человек. Кооперативные артели инвалидов в массе своей были созданы в 20-е годы. Тогда же была создана и артель в Ростове. Н.А. Костырев был инициатором ее создания и первым директором. Ему, кстати, повезло по сравнению со многими его сотрудниками. Николай Аристархович также был инвалидом, но пострадал в войну относительно легко – у него были повреждены пальцы на руке.

Кооперативное движение 20-х годов – явление очень своеобразное и малоизученное. И как феномен производственный, организационный и, что мне представляется более интересным, как феномен общественный. Это достаточно редкий для истории России и, тем более, для истории советской России, феномен самоорганизации «масс», опыт общественной самодеятельности и саморегуляции. Этот опыт, несомненно, восходил еще к дореволюционным временам, но мощь этого массового движения была такова, что сила инерции пронесла его через все десятилетия советской власти, вплоть до сегодняшнего дня. Эволюция этого общественного явления несомненно нуждается в специальном изучении. Это изучение должно, в частности, выявить периоды подъема движения и его кризисы. Кризисы, как мне кажется, можно отнести ко второй половине 30-х и к 60-м годам. К первому из этих кризисов наша история имеет непосредственное отношение.

Массовое движение выдвигало признанных лидеров. Одним из таких людей и был Н.А. Костырев. Не случайно в его архиве сохранились многочисленные фотографии с различных кооперативных съездов, губернских и всесоюзных. Это был активный, предприимчивый человек.
К 1936 г. ростовская Артель инвалидов была уже крупным, по местным меркам, предприятием. И, как и многие предприятия в то время, она имела свою систему «соцкультбыта», в частности – свой детский сад. Это учреждение, как видно по фотографиям, пользовалось большим вниманием со стороны руководства артели. У детского сада появлялось новое здание, летом дети выезжали на дачу. Но это я забегаю вперед…

В 1936 году Н.А. Костыреву исполнилось 50 лет. Именно ко дню рождения сотрудники детского сада подарили ему два альбома с фотографиями. «Дорогому шефу от признательного детколлектива». Фотографии позволяют предположить, что съемка делалась не специально «к дате». В альбомах мы находим снимки нескольких периодов. Видимо, фотофиксация жизни детского сада велась планово, в общем русле работы этого учреждения. А вот альбомы были составлены специально для юбиляра. В них чувствуется особая теплота. Видимо, этот подарок не был чисто формальным и отражает подлинное уважение и любовь сотрудников детского сада к своему «шефу».

Качество фотографий довольно высоко. Для фотосъемки явно был приглашен фотограф-профессионал, который последовательно и скрупулезно отснял все подробности жизни детского сада. К сожалению, мне неизвестно его имя. Возможно, это имя нетрудно будет восстановить ростовским исследователям. Думаю, что подробный анализ альбомов в качестве замечательного исторического источника еще будет сделан. Будет оценена и художественная сторона фотографий – своего рода фотографического примитива, образца «наивного искусства». Эта терминология обычно не применяется к фотографии. Но, я думаю, она очень подходит для описания и классификации большого пласта фотографического наследия, прежде всего – провинциального. Поясню, что речь не идет об оценке техники фотографии. Собственно, техника исполнения таких работ очень часто находится на высоком уровне. Речь идет о своеобразии восприятия мира авторами и, видимо, заказчиками этих произведений. В них чувствуется та простота, открытость миру, наивная откровенность используемых художественных приемов, которые характерны именно для художественного «примитива».

Здесь же отмечу, что фотографии вызывают у меня странное, двоякое чувство. Очень, как я уже писал, высокое качество. И техническое, и содержательное. Фотограф замечательно снял детей, сумел передать для нас их открытость и непосредственность. Не знаю, какими примерами это обосновать, но, по моему ощущению, фотографии хорошо передали повседневную атмосферу детского сада. Это атмосфера теплоты и любви. Она, эта атмосфера, переносится и на самого Н.А. Костырева. Не исключено, что именно он и был одним из создателей этого благоприятного микроклимата.

Вероятно, этому успеху способствовала специфика заказа. Думаю, что фотосъемка была организована не как «художественная», а как «техническая», призванная стать своего рода отчетом о повседневной жизни и работе учреждения. И фигура фотографа ощущается в качестве естественной, неотъемлемой части этой повседневности. Он – часть педагогического коллектива. Я хотел, сначала, написать «часть персонала», но понял, что фотографии раскрывают не только бытовую сторону работы и жизни учреждения, но, возможно, еще больше – повседневную педагогическую работу его сотрудников. Заказчиками этой «фотосессии», ее организаторами и постановщиками, были педагоги. Настоящие педагоги. И их позиция, их негромкая, но подлинная любовь к этим детям, их рутинное, повседневное чувство ответственности за них, которое так хорошо передано в фотографиях, - составляет тот лейтмотив, который ощущается при внимательном взгляде на эти произведения. Эти фотографии и та жизнь, которая за ними стоит, оставляют ощущение благородной простоты и интеллигентности.

Это ощущение не случайно. Ростов Великий второй половины 19 – начала 20 века – один из образцов плодотворной деятельности русской «разночинной», как ее называли, интеллигенции. Выходцев из мещан и купцов, получивших образование и не очень образованных, но готовых служить «общественной пользе». Ростовское земство, феномен реставрации Ростовского кремля и организации на его основе музея, организация первоклассной гимназии и подготовка к открытию университета, благоустройство города – это только наиболее яркая часть работы, проведенной ростовской интеллигенцией и предпринимателями. Собственно, эти две группы были настолько тесно связаны друг с другом, что их трудно разделить. Но дело не только в вершинных достижениях. Общий уровень культуры и цивилизованности был настолько высок, что чтобы переломить ситуацию и покрыть эту цивилизацию толстым слоем советского «сапропеля» (придется мне пояснить смысл этого термина в отдельной заметке) потребовалось несколько десятилетий.

Я думаю, что люди, о которых идет речь, Костырев, его коллеги, работники детского сада - были рядовыми ростовцами. А их общий уровень цивилизованности и культуры просто отражал уровень цивилизованности и культуры дореволюционного Ростова. Тот уровень, который сейчас утрачен. Приведу еще один пример. Подписи к фотографиям. Эти подписи сделаны обыкновенным работником обыкновенного детского сада. Без претензии на литературные изыски. Просто пояснения. Но они абсолютно грамотны. Ни единой ошибки. И то же ощущение благородного лаконизма и простоты. При всем уважении к современным педагогам дошкольного образования мне трудно представить у них такой абсолютный уровень грамотности. Опираюсь здесь на собственный опыт. Но, может быть, я ошибаюсь…

И другая сторона. Которая тоже есть на фотографиях. Портрет Ворошилова, «танец парашютистов», военизированные игры. На фотографиях не просто атрибутика. Это индикаторы другой стороны медали. Индикаторы, за которыми лежит нечто большее, чем предметная среда. Все-таки, этот детский сад – советский. И педагогика, которой здесь занимались – советская педагогика. Люди, которые здесь работали, должны были способствовать появлению «нового человека». Как это им удавалось (или не удавалось) – я не знаю. Но из песни слова не выкинешь. Не очень понятно, также, как в их головах уживалась дореволюционная цивилизованность и культура, и культура советская. Какие были ломки и крушения… Все-таки, это были «переходные» люди. Не «настоящие советские».

А эпоха брала свое. 1936 г. ушел в историю и, вместе с ним, ушло в историю многое из прежней жизни. В 1937 г. «неизменный шеф детского сада», «выполняющий директивы правительства и партии в заботах о детях», Н.А. Костырев, был арестован. Арестовали не его одного. Тогда была арестована вся ростовская «верхушка», руководители всех организаций и учреждений. Так, что арест был, в значительной степени, типичным. Нетипичным было продолжение. Вину свою Николай Аристархович не признал. Ничего не подписал. Видимо, поэтому, единственный из арестованных, был выпущен на свободу в 1940 г. На волне бериевской реабилитации. Можно сказать, что повезло. А можно – что это тот редкий случай, когда человек смог переломить, переупрямить эпоху. Вернулся на пост председателя Артели инвалидов. И возглавлял ее до 1960-х годов. Умер Николай Аристархович Костырев в 1974 году.

Вот такая простая история с фотографией.































































6 комментариев:

  1. Спасибо.

    >толстым слоем советского «сапропеля» (придется мне пояснить смысл этого термина в отдельной заметке)<
    Эта метафора тут не совсем подходит, все ж таки сапропель дело архиполезное и нужное.

    ОтветитьУдалить
  2. Сапропель
    Мое брошенное вскользь замечание про сапропель неожиданно вызвало дискуссию. Вынужден разъяснить существо дела, тем более, что оно тесно связано с нашей международной политикой.
    Сапропель - ил, толщи которого залегают на дне озер. Он копится веками. Есть мнение, что этот ил исключительно полезен. В частности, в качестве замечательного удобрения. Но, как видно из замечаний sims, имеется и противоположная точка зрения. Эти разночтения весьма симптоматичны. Они, как мне кажется, отражают глубинные противоречия нашего общества. Отношение к проблеме сапропеля стало пробным камнем для двух стратегий нашей международной политики.

    До какого-то времени я тоже, как и многие, не подозревал о столь высоком предназначении этого..., скажем, вещества. Откровение пришло летом 1989 г., когда я впервые приехал в Ростов Великий. Впервые попав в какой-нибудь город, особенно в старый город, я стараюсь послушать экскурсию. Не только и не столько для того ,чтобы получить информацию о самом городе (это можно и прочитать), но для того, чтобы понять, как воспринимают свой город аборигены, какие мифы и стереотипы присутствуют в их сознании.
    Так и в Ростове я отправился слушать экскурсию. Следует сказать, что сапропелевая тема заняла в рассказе экскурсовода значительное место. Тогда это было для меня неожиданностью. Казалось бы, в Ростове есть о чем рассказать и без сапропеля. Но позже я понял, что место это вполне заслужено и сомасштабно проблеме. Экскурсовод подробно рассказала о полезных свойствах этого.. ила, перешла к вопросу о его добыче, попеняла, что ее (добычу) никак не могут наладить в необходимых масштабах. И ,наконец, перешла к немаловажному вопросу об объеме запасов сапропеля. Оказалось, что "сапропеля в озере так много, что объем запасов позволяет покрыть всю Францию слоем в 10 (кажется) см".
    Меня уже тогда это поразило. Неужели, спросил я экскурсовода, французы позволят нам покрыть прекрасную Францию (!!!!!) слоем этого дерьма толщиной в 10 (!!!) см? И зачем это делать? Зачем это нам может понадобиться? Не помню дословно, что ответила экскурсовод. Кажется, что для французов так будет лучше и это сулит им повышение урожайности. А нам - увеличение глубины Ростовского озера, который еще Петр1 назвал "грязной лужей".

    Прошли годы. История с сапропелем так и осталась одним из ярких впечатлений моей жизни, но ее эвристическое значение было темно для меня. Не знал я, куда ее пристроить. Вспоминал иногда (нечасто, признаюсь), вертел и так и эдак... Пока судьба не забросила меня в Калининград, бывш. Кёнигсберг, центр Калининградской области России, бывшую столицу Восточной Пруссии. Странное место. Ходил я по Калининграду, ездил по области... и тоже вертел и так и эдак... В чем странность?
    И понял. Вот то место, которое мы, все-таки, покрыли этим сапропелем. Францию не смогли. А вот Восточную Пруссию - покрыли. Слоем, толщиной в 10 см. А то и побольше...
    Дело в том, что в России этот слой совка как-то не замечаешь. Он там не очень выделяется. Не контрастирует так с фоном. Да, кстати, еще и разбавлен, как не парадоксально это звучит. А вот с Восточной Пруссией получилось не так. Во-первых, там все зачистили. Кёнигсберг был уничтожен практически полностью. Сначала - английской авиацией. Потом - во время штурма. Очень многое уничтожено и в области. На месте уничтоженных домов строили новые. и это уже был сплошной, чистый совок. Потом, выселили все немецкое население в 1946-47 гг. Люди, которые приехали приспосабливали остатки чужого, непонятного хозяйства и наследия на свой лад. Полной зачистке подверглась топонимика. И если в России советская перемежалась с традиционной и традиционной, все-таки, было больше (?), то в Калининградской области топонимика сплошь советская.
    Это все, на мой взгляд, сильно влияет на людей. Калининградская область очень.. скажем так, консервативна. Гораздо более консервативна, чем, например, какой-нибудь Саратов или Нижний. Казалось бы - европа. Люди больше ездят в соседние европейские страны, чем в Россию. И все-таки...
    И вот, из под этого совка, из под слоя сапропеля, п р о с т у п а е т другой слой. Немецкое наследие. Как не зачищай. Чуть стерлась, например, побелка на доме - глядь - немецкая надпись...
    И что с этим делать - не понятно... Так, что опыт такой у нас был...

    ОтветитьУдалить
  3. Ох, не знаешь ты историю сапропеля (о ростовском речь) в 20 веке, во второй его половине. Идеи были обваловать озеро, поднять уровень, чтоб вода очистилась, чтоб озеро глубже стало. Изрядно коснулся темы в своих "Деревенских дневниках" Ефим Дорош.

    Из личных ростовских наблюдений должно б в памяти засесть впечатление о чудесной мощности растений на побережье озера. Вот есть такая травка - горец птичий (спорыш). Листочки у него обычно меленькие, 1-2 сантиметра в длину. Так вот, в том месте, где Пига впадает в озеро (справа - парк, слева - ГОВД, кажется - бывший особняк Орешниковых - бывалошных владельцев ростовской бани, между прочим) я у спорыша листочки видела в длину больше 4-5 см!

    А вообще: сапропель=культурный слой. Поскребешь русского - откроешь татарина. Или - кого угодно?

    ОтветитьУдалить
  4. А зачем русского "скребсти"? Его не скребешь - никто и не открывается! )))
    Вот, в 19 веке, баловники... Один Ленина разбудил, другой - русского скреб...
    Спасибо Тане - обратила мое внимание... )))

    ОтветитьУдалить