воскресенье, 25 января 2009 г.

Церковь Николая Чудотворца


Так написано на картинке. Это опять фрагмент земельного чертежа 17 века.
Почему, все-таки, у нас так любили Николу? В одной старой работе я подсчитываю статистику посвящений церквей (и приделов) на территории Муромского уезда в начале 17 века. По Писцовой книге, конечно. Никола лидирует безоговорочно. Прям, как Путин.
Надо бы найти эту работу...

4 комментария:

  1. так ведь он чудотворец! наверное не просто так даются такие имена...

    ОтветитьУдалить
  2. Некоторые исследователи считают, что такое почитание Николы, органично проистекает из широкого поклонения языческому Велесу. Не случайно, что зафиксирован ряд случаев постройки Никольских церквей на месте Велесовых святилищ. Велес считался покровителем домашних животных, защитником всех прирученных животных и богом материального благополучия. Скот на Руси, да и не только, символ богатства. Кроме того Волос-бог - покровитель доспехов, т.е. сильная защита, оберег.
    Здесь собственно, как мне кажется, нужно искать ответ в своеобразном культурном замещении одного популярного символа, таким же доступным и понятным. Никола Угодник, известный как святой «тайный подноситель даров», так же стал ассоциироваться с достатком, прибылью, помощью в трудную минуту. И не даром почитался как покровитель детей, купцов, торговцев/путешествующих, моряков. При замещении, к Николе отчасти перекочевали и достоинства Велеса, как сильного оберега, защитника.
    Надо полагать, так же и с Путиным, объяснение надо искать в культурном замещении, как в паре Велес-Никола, надо определиться с парой, ну например Николай II– Путин ))))))

    ОтветитьУдалить
  3. "Некоторые исследователи" - это Успенский так считает. Я, наверное, не умею читать такие тексты. Мне кажется, что для этого нужен "особый дар". Не очень я понимаю, как происходит такой скачок. От Велеса - к Николе. И тем более не понимаю, как это можно доказательно показать...
    Может так и есть..
    Но по мне - нужно все упрощать. Не на полутонах... Не на магическом знании, доступном только избранным.. А на простой цепочке фактов, связанных друг с другом показывать.
    Мне вот нравится простая идея, высказанная здесь анонимом. В этом случае аноним - это наша sister, у которой не получилось тогда зарегиться.
    Действительно, Никола единственный, кто удостоился постоянного предиката "чудотворец". Все ОНИ, конечно, чудотворцы. Но у Николы это, практически, - часть имени собственного. Потому, что чудес у Николы больше, чем у любого другого святого. И они действительно, "практичные" такие. Может даже золотых монет в дымоход насыпать. Соответственно, и обращались к нему больше. И церквей больше посвящали. Как более действенному. Он, да Богоматерь...
    Вот ,типа этого... ))

    ОтветитьУдалить
  4. По моему ты чересчур упрощаешь. Есть масса примеров такого рода замещения. И нет тут ни каких скачков, все происходит последовательно. В археологических находках часто встречаются переходные формы изображений символов из языческих в христианские. Позже, может я картинок накидаю на эту тему.
    Что же касается важной приставки к имени "Чудотворец", так ведь он должен был сначала "начудотворить" на Руси, а уж потом только ее получить.

    ОтветитьУдалить