суббота, 3 января 2009 г.

Наши Мишки

Перед новогодними праздниками в Муромском музее открылась выставка, посвященная детям и детским игрушкам. Сначала мы хотели сделать просто фотовыставку: показать интересные фотографии играющих детей. Потом решили добавить к фотографиям настоящие игрушки и назвать выставку «Детский мир» по аналогии с названием советских магазинов с детскими товарами. Для сбора старых игрушек обратились через местные газеты к жителям города. И нам понесли …


(См продолжение...)




Больше всего принесли мишек, так что их собралась целая рота.
Самый ранний мишка из светло-коричневого плюша 1920-х годов, небольшой по размеру (31 см) с длинными передними лапами. Он иностранного производства - у него сохранилась бирка на ухе с названием фирмы «Steiff». Этот мишка по форме близок к знаменитому мишке Тедди, с которого и началась история этих плюшевых детских игрушек. В 1902 г. на охоте американскому президенту Теодору Рузвельту предложили, в качестве компенсации по случаю неудачного охотничьего дня, выстрелить в привязанного к дереву медвежонка. «Я не буду стрелять в несчастное животное!» - возмутился президент. Этот эпизод мог бы забыться, если бы не предприниматель русского происхождения Морис Миштон, который выставил в витрине своего магазинчика плюшевого медвежонка, сшитого его женой, с подписью «Медвежонок Теодора». Его немедленно купили, и всех последующих мишек тоже. Позже Мишель Миштон обратился к президенту с просьбой дать игрушечному медведю имя Тедди (уменьшительное от Теодора). Так началась история самой популярной и любимой детской игрушки.

Принесли двух мишек 1930-х годов, очень похожих друг на друга, просто близнецы-братья, хотя происходят они из разных муромских семей. Оба темно-коричневые, с глазами-пуговками и с «бабочками» на шее и дермантиновыми носиками.

К пятидесятым годам мишки стали подрастать, хотя все еще сохраняли пропорции своего образца – мишки Тедди. Они имели подвижные суставы и были набиты опилками. В тело мишек стали вставлять специальное приспособление, и они начали «рычать», если их резко наклонить вниз.



Мишки шестидесятых годов отличаются веселым выражением мордочки (у них открылся рот с красным язычком). У меня у самой был такой мишка.
В это же время стали появляться мишки, у которых лапы в суставах уже не двигались. Они могли или только сидеть, или только стоять. Плюш заменяется искусственным мехом или другой ворсистой тканью. И набивают мишек уже не опилками, а разными искусственными материалами.
Появляются очень большие мишки, величиной с ребенка.
Вот так эволюционировал медвежонок Тедди, за которого на антикварных аукционах дают теперь десятки тысяч долларов.

1960 - 1970 гг.

1970-е гг.


1990-е гг.

Мишка с куклой.

Монтаж выставки.


Уже в витрине.


9 комментариев:

  1. Спасибо! Да, конечно опечатка! Сейчас исправлю. А про фирму подробнее можно почитать здесь..
    http://www.baby-country.ru/product.php?id=3529

    ой, это я под анонимным входом... )))

    ОтветитьУдалить
  2. Несколько раз возвращаюсь и рассматриваю этих мишек. Еще есть идея - собрать Дедов Морозов)))
    И спасибо, хорошие чувства рождают этм снимки.

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно, а музей, где была бы собрана сколько-нибудь полная коллекция Дедов Морозов существует? Например, в музее игрушки в Сергиевом Посаде?
    Мне кажется, что специфика этой выставки не в мишках, конечно (не говоря уж о том, что главной темой были фотографии), а в том, что эти игрушки принадлежали детям именно этого города, Мурома. Это "наши Мишки". Не случайно, некоторые игрушки и на фотографиях фигурируют.
    Здесь в фокусе не игрушки, а местное сообщество. И если собирать Дедов Морозов, то решить задачу полноты коллекции будет очень трудно. А вот собрать етих Морозов, принадлежащих к одному населенному пункту (небольшому, конечно, имеющему соразмерный человеку масштаб) - наверное можно. Но выставка д.б. "про местное сообщество", а не просто про коллекцию...
    Это просто мое скромное мнение, конечно..

    ОтветитьУдалить
  4. морозы есть в Великом Устюге, в одном из отделов музея, не вотчины деда М. ...там новый год показан в срезе географическом (с востока на запад - от японии до британии, кажется: традиция, знаковые предметы, открытки), временном (ёлки стоят принаряженные игрушками, мишурой, орехами-конфетами одной эпохи: 1900-е, 1930-е, 1950-е, 1970-е, современная... может, вру даты, я про принцип показа), а кроме того отдельно деды морозы в компании снегурок - исключительно в виде национальных промыслов (хохломы, гжели, дымкова и т.п.) И комплектуется музей морозами и ёлочными игрушками разными, преимущественно своими, устюжскими

    ОтветитьУдалить
  5. Интересно, кто все-таки все это проектировал? И Устюг-родину в целом, и музеи эти?

    ОтветитьУдалить
  6. …"Родина деда Мороза", очевидцы говорят, сложилась спонтантанно, или мы так поняли: где-то в застолье поговорили (не-музейщики), где-то в официозе произнесли, и "само" двинулось. Но на развернутый проект не очень похоже. Гостиницы открылись и сувениры делать стали более активно. Почту Деда Мороза придумали… Но как-то все плавно, не ощущается замысла творца… Музей точно не у истоков, но аккуратно подхватил - комплектованием и упомянутой экспозицией (увы, в церкви, Жен мироносиц, XVIII века). Экспозиция – плод трудов самих музейщиков, влияния извне нет, авторство нигде не прописано.
    В Вотчине Деда Мороза не были (это вне города, и не в сезон так просто не доберешься), но Устюг сам по себе волшебный! архитектурой, укладом, самосознанием, сохранностью - ага, наследия. Ощущением тайного родства: Устюг (и исчезнувший Гледен) - ростовские земли. Но оказались в последние века в стороне от больших дорог и потрясений (в 1990-е сюда вообще перестали летать самолеты и заворачивать поезда, только спецпоезда с экскурсиями к Деду Морозу ездят). Законсервировались они, и - сохранили живые традиции: береста нескольких видов, росписи по дереву и той же бересте дивных цветов: желтый, красный, зеленый! кружево, льноткачество, просечное железо, эмаль по скани и конечно - северная чернь. У музея в каждой экспозиции – мастер-класс по ремеслам. Мы видели обработку бересты, плетение на коклюшках и азы иконописи – прориси, пигменты, технология (в отличиях от живописи)…

    ОтветитьУдалить
  7. Очень интересно. Извините, что не сразу опубликовал коммент. Блог предусматривает премодерацию анонимных комментариев и я, пока, не знаю, как ее отключить. Пока увидишь пришедший комментарий - время проходит.
    Можно зарегистрироваться и обрести полные права на публикацию. Просто напишите мне на 591009@gmail.com и я вышлю пригласительный билет на Ваш адрес.
    Все-равно, не очень ясно. Если Устюг оказался в такой изоляции, то как выжили все эти промыслы? Ведь должен же быть какой-то критический уровень продаж?
    Лучше регистрируйтесь и выносите эту интересную тему в специальный пост. ))

    ОтветитьУдалить
  8. Американский беженец от погромов назывался - не Миштон, а Мичтом. Morris Michtom - википедия http://en.wikipedia.org/wiki/Morris_Michtom

    ОтветитьУдалить