четверг, 29 января 2009 г.

Британский музей



Может кто не был... ))
А если серьезнее, то хочу просто разместить несколько (десятков) фотографий. Подвигло, в частности, обсуждение "музейных сценариев" в посте про студентов. А не нужен никакой сценарий. Или, наоборот, правильно - когда возможно много сценариев. Для крупных музеев, а таких у нас много, меньше сценариев - больше подлинных вещей. И поменьше модничать и умничать. И, особенно, не позволять умничать музейному художнику. При этом никто не отменяет, конечно, необходимость внятной концепции экспозиции и нормального ТЭПа.
Вот пример классического универсального академического музея.
Начинаю со знаменитого внутреннего двора, недавно перекрытого куполом. Здорово!
Потом - просто разные залы.
Pardon за качество фотографий. Снимал просто "для себя".
Апдейт: Добавил в конце, на сладкое, кусочек своих тогдашних записок. Ничего особенного, просто к слову.






Читальный зал. Почему-то принято гооврить, что здесь работал Маркс - писал свой "Капитал". И я скажу..































День начался с Британского музея. Было не очень понятно, как его смотреть. С одной стороны, в 4 км залов можно провести весь день. С другой – такой, содержательный подход как-то не очень вязался с основной целью поездки, как я ее понимал: не удовлетворять свое персональное любопытство и интерес к определенным темам, а, на примере отдельных музеев, понять, как устроено британское музейное дело в целом. Решено было, что на осмотр музея хватит двух часов. В жанре обзорной экскурсии…

Как и предполагалось, Британский музей сделан, как музей сугубо академический. То, что принято называть «храм науки». Это подчеркивается самой его структурой. В центре большого внутреннего двора, перекрытого, кстати, не так давно, замечательно красивой крышей, - полное света здание библиотеки. Расположенные по кругу стеллажи с десятками тысяч книг сразу настраивают на вполне определенное, сугубо научное восприятие экспозиции.

Сама экспозиция не поражает ухищрениями художников. Все просто и в меру… Простая и логичная, понятная посетителю структура, простые, добротные витрины. Комплексы, соответствующие определенным темам, не подавляют обилием вещей. Их как раз достаточно, чтобы избежать специфической «музейной усталости», хорошо всем известной. С моей субъективной точки зрения – резкий контраст археологическим залам ГИМа. Не знаю, как другие, но я там уже минут через 30 начинаю думать, что неплохо бы в кафе…. И даже просто гулять не получается. Уж очень вещи давят…. В Британском музее – наоборот. Здесь можно именно гулять. Что, собственно, я и делал. А содержательный интерес удовлетворил в залах, посвященных истории Европы. Не самая представительная часть экспозиции, без особых сенсаций, но очень добротно и интересно сделанная. Так, пожалуй, как мне нравится. Без особенного нарратива, без навязчивой «музейной педагогики». Представлено главное в музее – вещи, с минимальными, но, на мой взгляд, достаточными пояснениями и вспомогательными материалами. Такая экспозиция не заменяет учебник истории, не стремится объять необъятное и научить всех всему. По нынешним временам это, наверное, достаточно консервативный взгляд. Но, есть музеи, которые просто обязаны быть консервативными.

В общем, профессиональный интерес удовлетворил, но как туристу похвастаться нечем… Можно было бы, наверное, назвать десяток-другой всемирно известных предметов, которые, о, счастье, теперь сподобился увидеть и я… И даже сфотографировался рядом. Но погоня за униками как-то не привлекла…


4 комментария:

  1. Приятно прогулятся по Британскому музею вместе с SS ,консерватизм-консерватизмом , а мне понравилось, как бывшему музейному художнику.

    ОтветитьУдалить
  2. а ты зстал там такую штуку: в одном месте на несколько залов стоит столик со смотрителем, а на столике несколько объектов (реальных исторических артефактов), которые можно трогать, которыми объясняют как пользоваться. Я вот наблюдала какие-то куски кремния, ножиницы кажется ну и что-то в этом роде. И все в полном восторге тянулись к этим столикам и прикосались к истории

    ОтветитьУдалить
  3. Ну и конечно конструкция Фестера. Лично я пришла туда, в первую очередь (честно!), чтобы увидеть этот, даже не знаю, как это правильно назвать - свод что ли... И это ведь тоже маркетинговый ход, не так ли

    ОтветитьУдалить
  4. нет, штуку не застал. А может не запомнил.. Все-таки, это не то, что может удивить музейщика )
    Свод - да. Очень красиво!

    ОтветитьУдалить