воскресенье, 4 января 2009 г.

Египетские фотографии Ксении Никольской

Ксения Никольская – лучшая в мире девушка-фотограф. По крайней мере, я в этом уверен, как давний поклонник ее творчества. Пока хочу обратить внимание на три египетских, вернее – каирских цикла. Они абсолютно разные и про разное. Три совершенно разных и неожиданных Египта. К тому же – это Египет без пирамид.
Я просто вкратце называю про что картинки, потом размещаю несколько и даю ссылку на то место, где этих картинок больше. Все, что я пишу – это мое понимание сути дела, которое может совершенно не совпадать с пониманием Ксении.
И последнее. Фотографии никак не правлены. Просто выложены в сети так, как были сняты. Со всеми несовершенствами. Так что – без претензий, пожалуйста.
Да, у Ксении открылась выставка в Египте. Чуть ли не в Александрийской библиотеке… )))
Все фотографии - здесь, в Ксенином блоге:
http://nikolskaya.wordpress.com/

Апдейт. Мне удалось получить оригинальный авторский текст о проекте "Пыль". Помещаю его на сладкое в самом конце поста. Для самых упорных.
См. продолжение под катом....
Автор Ксения Никольская


«Пыль». Старые каирские особняки. Вернее – интерьеры этих особняков. Оказывается в Каире много домов, где никто не живет. Которые просто закрыты на замок. Хозяева умерли, например. А наследники в этих домах не живут. И не сдают их. Просто закрывают со всей оставшейся мебелью. С полуразрушенными интерьерами. Ксения договаривается со сторожами и фотографирует.










The meat. Очень, на мой взгляд, поучительно. И для понимания ситуации на Ближнем Востоке, да и для понимания нашего Кавказа – тоже.












Копты. Христианская экзотика мусульманского Египта.






ПЫЛЬ

Приятно, когда ожидания оправдываются, но неожиданные открытия производят более сильное впечатление. Это почти чудо. Французский философ и историк искусства Ролан Барт писал, что без приключения нет фотографии. Фотография либо «приключается», либо нет. Тому множество подтверждений: одно из них - моя история.
Январь 2006 года я провела в экспедиции в Каире, собирая материалы о египетских христианах – коптах. Ранним утром, выйдя из дома, я направилась исследовать очередной, не известный мне район города – Гарден Сити. Этот спальный район высшего сословия стал застраиваться в начале прошлого века на месте бывших бобовых полей. Новый район Каира занял четкий шестиугольник, ограничиваясь на западе великолепным естественным барьером - Нилом. Тут же, в здании Английского посольства на набережной, происходило действие романа Лоренса Даррела «Александрийский квартет». В отличие от Замалека или Гелиополиса, расчерченных вдоль и поперек бесконечными правильными углами, извилистый план Гарден Сити напоминает лабиринт: некоторые улицы пересекаются по несколько раз, и вы заканчиваете свой путь там же, где его начинали. Вот так, блуждая по этим запутанным улицам, я то и дело натыкалась на удивительные особняки в стиле Belle époque. На улице Ахмеда паши напротив Японского посольства я увидела двухэтажный особняк. Несмотря на свой запущенный вид, он выглядел впечатляюще.
Мне довелось слышать о той гигантской реконструкции Каира, которую начал проводить Исмаил с 1867 года, но я не ожидала увидеть здесь такого количества архитектурных шедевров стиля L'Art Nouveau. Вдохновившись примером барона Хауссмана и его перепланировкой Парижа, прозападно настроенный правитель раздавал бесплатно участки земли, чтобы построить Новый Париж на Ниле. Чтобы представить, как выглядела египетская столица в конце XIX века, достаточно назвать два факта: весь Каир был покрыт сетью трамвайных линий, а улицы освещались электричеством. Исмаил хотел закончить реконструкцию одновременно с открытием Суэцкого канала, чтобы поразить всю мировую общественность, которая соберется по случаю этого грандиозного мероприятия. Но строительство длилось с небывалым размахом – целых 10 лет!
Что было такого привлекательного в этом доме? Объяснить трудно... таинственная атмосфера, наверное... единственное, что я знала точно - мне надо туда попасть. Калитка была открыта, словно приглашала зайти, но я не решилась, я думала о том, что случилось с Алисой после того, как она выпила из маленькой бутылочки с надписью... Едва дождавшись вечера, я позвала с собой друга-египтолога, чей арабский гораздо лучше моего, на случай неожиданных переговоров. Прямо перед заходом солнца, который зимой наступает в Каире около шести, мы вошли во двор дома, оставив снаружи щумный саундтрек каирских улиц, и оказались в маленьком саду с пальмовыми деревьями и мраморной скульптурой. Дом выглядел сказочно в последних лучах заходящего солнца. Слева от входа - деревянная будка привратника и гараж - красивейшие примеры стиля модерн. В гараже горит свет, но ни души. Вдруг прибегает запыхавшийся привратник – маленький, смешной человек. В Каире за европейцем всегда наблюдает тысяча невидимых глаз, так как страна с 1981 года на военном положении, и если вам кажется, что вы одни, то это неправда. Он понимает, что мы здесь не из праздного любопытства, внимательно выслушивает и предлагает зайти внутрь.
Мы заходим в дом через черный вход и оказываемся в полной темноте... все ставни плотно закрыты. Мне не по себе, сердце стучит в ушах, это уже похоже на Кроличью нору, неизвестно, что будет в конце... но тут включается свет, и перехватывает дыхание.
Первое впечатление, что мы во дворце Спящей Красавицы. В центре роскошного холла - парадная лестница из розового мрамора с грифонами, ведущая на галерею второго этажа, над ней - стеклянный купол. Слева от лестницы - столовая, напротив - гостиная с библиотекой. Мрамор и шелк, полированное дерево и хрусталь, зеркала и живописные картуши в простенках между окнами – впечатление былого величия и ощущение драмы, которая развернулась в этих стенах. Дом выглядит так, будто люди, жившие здесь, просто исчезли, побросав второпях вещи. Все покрыто паутиной и пылью. Пыль – характерный знак Каира. Любопытство и смущение, словно читаешь чужие письма... В одной из спален на втором этаже я увидела старые фотографии, приколотые к стене: на одной мужчина в феске и смокинге, на другой - красивая брюнетка. Кто были эти люди, и куда они исчезли? Эти вопросы беспокоили меня не один день, я не могла даже представить, что у этого загадочного дома такая удивительная история.
Однажды, холодным февральским днем, сидя в маленькой шведской деревушке, занесенной снегом, мне удалось вновь почувствовать каирскую пыль. Я писала статью для журнала, и мне потребовалась карта Каира. Роясь во всемирной паутине, я совершенно неожиданно нашла разгадку этой истории, клубок размотался благодаря непосредственному участнику событий.
Этот Дом, теперь слово надо писать с заглавной буквы, почему, вы поймете позже, на самом деле, носит имя Чарльза Бейерла.

P.S Группа Me and My Blonde написала несколько треков, которые сопровождают зрителей во время просмотра. Первая часть саундтрека - композиция из звуков Каира, записанных мной и смикшированных группой. Эта композиция предваряет то, что, мы видим в Доме. Затем музыка словно сопровождает художника в постепенном проникновении в это загадочное пространство, которое оказывается больше, чем просто винтажный интерьер, а скорее является отдельным, параллельным миром.



Ксения Никольская
Каир-Санкт-Петербург-Стокгольм
2006

Новый проект Ксении Никольской «Пыль» будет демонстрироваться в выставочном зале отеля «Дипломат» в Стокгольме, а затем с 20 декабря в галерее Дмитрия Семенова в Санкт-Петербурге.

1 комментарий:

  1. часть с meat напомнила мне книжку Гирца о рынках в Марокко c фотографиями Paul Hyman. Там совершенно гениальные черно-белые фотографии - рынка и торговцев, но в интернете есть всего несколько, с конференции в UCLA:
    http://www.international.ucla.edu/cnes/events/showevent.asp?eventid=5987

    http://www.international.ucla.edu/cnes/events/showevent.asp?eventid=5990

    и книжка давно потеряна в килограммах никогда не дочитанных ксерокопий, хотя хорошая, хорошая антропология, и язык, кажется, неплохой.

    ОтветитьУдалить