суббота, 14 февраля 2009 г.

Старая "новая площадка культуры"





«Новые площадки культуры» и даже «фабрики воображения» - так называют многочисленные (или не очень многочисленные – как оценивать) новые культурные институции, организации, проекты и т.п., возникшие в последние десятилетия. Для москвичей знаковыми именами станут Проект ОГИ, Артплэй, Винзавод, Арт-Стрелка, Фабрика и другие. Впрочем, других не так уж и много…
Проблематике, связанной с этим явлением, был посвящен семинар, организованный Полит.РУ и Агентством «Творческие индустрии». В его основе – исследование, проведенное и опубликованное в сети:
http://www.creativeindustries.ru/rus/researches_and_analytics/78. (Авторы - Елена Зеленцова и Николай Гладких.)
Материалы семинара будут представлены на сайтах организаторов.

Исследование, по сути, первое обобщение этого важного явления, выполненное в масштабе страны. Эта работу можно назвать и предварительным списком «новых площадок культуры». Создание такого списка, на мой взгляд, важная инициатива авторов исследования. Прежде всего, потому, что этот список можно и нужно пополнять. Хочу рассказать здесь об одной из таких «новых площадок» – «Товариществе Муромских художников». Об этой площадке можно говорить и как о новой, негосударственной институции, и как о примере наполнения новым содержанием объектов промышленного наследия. Важно, также, что этот пример касается не крупного столичного центра, а небольшого провинциального города. Важно и то, что это, пожалуй, одна из самых "старых" "новых" площадок. Ее становление относится к концу 80-х – началу 90-х гг. прошлого века, ко времени, когда такие новые явления в сфере культуры только намечались. Недавно коммуна муромских художников отметила свое 20-летие.

Муром – один из старых культурных и художественных центров России. Он хорошо известен, как центр иконописи. Здесь, в частности, в конце 17 – нач. 18 века работал замечательный, столичного уровня, мастер, А.И Казанцев. В 20 веке высокий уровень муромской художественной традиции задавался И.С. Куликовым, учеником И.С. Репина, академиком живописи, его многочисленными учениками и учениками учеников. В течение всего 20 века центрами притяжения для художников являлись мастерская Куликова, Муромский музей (в 30-е годы в музее работали одновременно 4 художника!), Муромская детская художественная школа. Нельзя не упомянуть и Ю.И. Беззубова (1937 - 2006), замечательного художника, прожившего в Муроме почти всю свою творческую жизнь и оказавшего значительное влияние на следующее поколение художников, да и, думается, на восприятие Мурома его жителями также. Незаурядное творческое наследие Юрия Ивановича, я уверен, еще получит самую высокую оценку.
Художники традиционно играли важную роль в общественной жизни Мурома. Понимание этой роли руководством города сказалось, в частности, в систематическом обеспечении художников мастерскими. Эти мастерские становились центрами художественной жизни и неформального общения. Так, например, в 70-80 гг. такую роль играла мастерская Н.К. Левина. Тем не менее, эти мастерские оставались, скорее, частным, приватным пространством и не получали роли в организации пространства в масштабе города.
Ситуация изменилась в конце 80-х гг. В это время получением мастерских озаботилась группа художников, представляющих следующую генерацию, тогдашнее поколение тридцатилетних. Их выбор пал на освободившееся промышленное здание. Здание было построено еще до революции. В 1970-80-е годы здесь располагался т.н. «лимонадный цех» Муромского ликеро-водочного завода.. Это небольшое, на первый взгляд, двухэтажное здание имело, тем не менее, внутренний двор, а также обширные подвалы, уходящие на два этажа под землю. Общая площадь, если я правильно помню, около 600 кв. м. Здание к этому времени стояло пустое и руководство города передает его художникам.
Так началась история коммуны художников. Можно, наверное, назвать ее и сквотом, несмотря на то, что передача здания была вполне официальной. Сам факт, что некая неформальная группа берет на себя ответственность за святое для советского человека, – за целый промышленный объект, был для конца 80-х годов, особенно для небольшого города, фактом из ряда вон выходящим, «фактом агрессии», «захвата». Нужно отдать должное и тогдашнему руководству города, его Главе П.А. Каурову, который решился на этот неординарный для того времени шаг.
История этой коммуны – отдельная история. Может быть, сами художники здесь ее дополнят. Скажу о том, что происходит сейчас, спустя 20 лет. В здании, ставшем важным центром общественной жизни города, работают 14 художников. Из них 4 – члены Союза. Там их мастерские, актовый зал, технические мастерские в подвалах. Ситуация формализовалась. Создано НП Товарищество «Муромские художники». Товарищество само несет расходы по содержанию здания и его ремонты. В то же время, город освободил художников от арендной платы за помещение. Нынешний Глава города, В.А. Качеван, продолжает эту линию П.А. Каурова. Прекрасный, на мой взгляд пример партнерства местной власти и объединения граждан.

7 комментариев:

  1. Некоммерческое партнерство «Муромские художники» было создано в 2002 году на базе художественно-творческих мастерских, образованных еще в 1987 году. Оно объединило в себе основные творческие и профессиональные силы нашего города в области изобразительного искусства. Это и явилось основной целью создания Партнерства, согласно Уставу которого оно оказывает методическую помощь профессиональным и самодеятельным художникам. Итогом пятилетней деятельности Партнерства явилась выставка работ членов НП в августе 2007 года в залах Изобразительного центра МИХМ и в мае 2008г. В Центре ИЗО (г.Владимир). Выставлялись работы таких известных не только в Муроме художников как Ю.Беззубов (члена Партнерства, безвременно ушедшего от нас в 2006 году), членов Союза художников России И.Сухова, С.Субботина, В.Батаева, С.Храменкова, живописца В.Чумакова, мастеров декоративно-прикладного искусства А.Кузьмичева, В.Чекира, Н.Новикова.Работы членов НП И.Сухова, В.Батаева, С.Храменкова после довольно трудного выставочного конкурсного отбора попали в 2008 году на Региональную выставку центральных областей России. Член Партнёрства В.Батаев открыл персональную выставку в залах Фонда Русского Зарубежья(Москва,дек.2008г.)
    Воссоздана,существовавшая ещё в коце 80-х гг. творческая группа «Окно»,в августе 2008г. Издан иллюстрированный альбом с работами участников этой группы и проведена выставка в Центре изобразительного искусства Муромского историко-художественного музея.Планируется организация выставки залах «Голубой гостиной» при СХ России(Санкт-Петербург)
    Совместными трудами членов НП заново воссозданы иконостасы Муромских монастырей – Спасо-Преображенского и Свято-Троицкого(1998-2001гг), церкви Гурия, Самона и Авива (с. Карачарово,1996,2007гг.), церкви Смоленской Божией Матери (г.Муром), утвержден архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием проект иконостаса возрождаемой в центре Мурома Вознесенской церкви. Мастера Партнерства также были приглашены воссоздавать иконостасы в церкви святителя Николая (Подмосковье,Николо-Урюпино,2006-09гг.), Космина монастыря (Юрьев-Польский р-он,2006-07гг.), Рижского Христорождественского кафедрального собора (Латвия2003-06гг.).Созданы иконостасы Сергиевской надвратной церкви Спасо-Преображенского монастыря(Муром,2008г.),домового храма православной гимназии «Эллада»(Москва,2008г.)

    ОтветитьУдалить
  2. Можно ли применить в данном случае понятие cultural industries, это ищщо вопрооос, потому что одно слагаемое безусловно есть - новая жизнь дана индустриальному зданию, окей. Но художники-то работают т.с по-старому, как живописцы и графики, в рамках старой допостиндустриальной, хотя и любимой всеми традиции...

    ОтветитьУдалить
  3. Я тебя слышу, но собираюсь вот срочно в Ярославль. Приеду - отвечу. А что художники думают сами, интересно?

    ОтветитьУдалить
  4. Я бы скептически отнесся к самому понятию cultural industries, тем более, в том смысле, в котором ты его используешь.

    ОтветитьУдалить
  5. Однако ввёл его в начале текста о муромских художниках как раз ты, ссылаясь на Зеленцову и иже с ней, так как на упомянутых тобой "новых площадках культуры" действуют как раз creative industries, на сайт о которых ты ссылаешься. Иначе, без этих индустрий у нас и Третьяковка будет площадкой культуры!

    ОтветитьУдалить
  6. ...точнее, НОВОЙ площадкой культуры

    ОтветитьУдалить
  7. или площадкой НОВОЙ культуры :))), а? поминая А.Ерофеева

    ОтветитьУдалить