среда, 4 февраля 2009 г.

Музей кацкарей в деревне Мартыново


Не роскошный, но вполне информативный буклет музея. Вообще печатных сувениров немало.


Изба с основной этнографической экспозицией. С нее и начался музей как "домик", помещение. Но фактически в рамках проекта произошла реконструкция субэтноса "кацкарей", жителей волости бассейна реки Кадки.

На входе в музей представлена карта бассейна реки Кадки с указанием существующих и утраченных сел, деревень, храмов и проч. Сейчас волость принадлежит нескольким разным административным единицам. А создатели музея выявили "кацкий язык" (= местный диалект), местную мифологию, предания и так далее. Есть книга Сергея Темняткина "Моя Кацкая Русь", издается краеведческая газета и т.д.

Вот сюда народ валом валит.

Все смотрит

... рассматривает...

глазеет...

фотографирует... всюду проникает...

Русская печь - настоящая, но уже не топится из-за старости. Но на ней висит экспликация, описывает ее устройство и наименование всех ее частей. Сделано было от руки карандашом и акварелью. Висело не долго. Сейчас сняли. Вроде как несолидно. А жаль. Эта фотография сделана мной еще на бумажное фото лет 5 назад.

А тут, видимо, дали место удовлетворить страсть посетителей достопримечательностей к бросанию монеток. Это - устье печки... (?)

Светелка

Обширный хозяйственный подпол, в прошлом летняя контора хозяина дома...


....и, конечно, кладовая.


В музее можно не только все смотреть и трогать, но и сидеть.

На чердаке тоже экспозиция

... подчас весьма забавная... (отдельные известные мне методисты некоторых больших музеев еще недавно такое бы не перенесли)

...встречается этикетаж...

... а сейчас начнутся "коменьячения" (написал и задумался, слышал слово сто раз, а как писать - не знаю. Извините. Как называется на кацком языке хранитель фондов, помню, т.к. документация в музее ведется на двух языках - русском и кацком: "бережной укопов"). В отдельной избе все готово к программе для туристов.

Сотрудники музея, понарошку нарядившись в жителей деревни, разыгрывают сцены из деревенских посиделок. Но это не "развестистая клюква". А построенный на реальном этнографическом материале экспромт.


Вот из числа туристов выбрали Агашку и сватают за нее своего сынка- дурня. А "агашки" все не нравятся родителям. Так и ездят не по разу в Мартыново из Москвы, Ярославля и других стран...

...грустят старики
...а "гляженные" смеются, хлопают, едят и очень довольны представлением...

В позапрошлом году, наконец, завели скотный двор. Туристы могут САМИ покромить барашков, вечно-то голодных.

Нечего уж говорить и про огород при музее. Музей стал градообразующим предприятием. Местные жители приносят мед, молоко, пироги на продажу, "на дорожку".
А еще куют, лепят, режут и всяко ваяют сувениры.

В туалете - важная подробность - туалетом не пахнет. У рукомойника всегда сухое (!) полотенце.

А вот и сувенирнная лавка.

...и главный сувенир - белая корова, символ солнца, а значит - благополучия. Кацкое пожелание: чтобы к тебе во двор зашла белая корова. С этим добрым обращением, прощаюсь с читателями блога.(Все видел и трогал. Всё настоящее. И давно хотел об этом написать - даже целую работу - как замечательный кейс по культурному менеджменту. Еще многое осталось за кадром).

25 комментариев:

  1. Dmitri, в чём же секрет успеха? Подвергни ж усё биспащадному аннализу!

    ОтветитьУдалить
  2. Что ощутимо - в этом мышкинском и примышкинском море музеев и музейчиков тонет главное (для меня, по крайней мере) - Народный музей. Не знаю, может ревность это - может, мнится мне, что заслуги коллеги Гречухина замалчиваются? Некоторое время назад была там на юбилее газеты - Самого, бывшего в ссоре с главой, не было. Слова хорошие были, общее чувство неловкости - было, а человек отсутствовал.
    В отношении его это разлюбезное словцо "миссия" очень к месту оказывается.

    ОтветитьУдалить
  3. Комментарий-ответ к комментариям.
    For Sorrokin
    Беспощадный анализ, конечно, нужен, о чем, собственно. в конце и сказано. Кто бы его сделал! Может, и я попробую.

    For Sims

    Тема Гречухина здесь ни при чем. Феномен Гречухина и Мышкина заслуживают самостоятельного разговора. Гречухин - обычный гений, которому трудно среди обычных людей, как, впрочем, и им с ним. Но как бы ни складывалась бытийное сосотояние их - людей и гениев - отношений, Гречухин вписан в историю Мышкина, русской провинции и страны.

    Я же привел кейс Мартынова как практически чистый пример Cultural Management (именно так, по-русски не звучит). Если Гречухин всю жизнь своим примером доказывал, что и как должно и может быть, то здесь новое поколение на имеющемся вполне культурном ресурсе и с применением готовых технологий создало "продукт" и успешно его продает.
    Еще замечу, что такого образцового сосотяония музейного учета как в Музее кацкарей еще поискать и во взрослых музеях!

    И еще: ознакомившись с мышкинским опытом еще в 1990-х, я всерьез задумался о применимости к этому явлению понятия "музей", к которому мы привыкли в госмузеях. Может быть, так: "музейная художественная самодеятельность". Знаю, что многие со мной не согласятся, типа - "музеи без границ" и проч. Но все-таки определение хотелось бы найти. Тем более, что в последнее время, несмотря на концепции уважаемого А.В. в 18 мышкинских музеях (это я насчитал в сентябре 2008 г.) все-таки стал заметен крен в сторону таки канонического для отечественого музейного опыта сторону: в экспозициях появилось оформление, этикетаж, некоторая тематическая разбивка материала и т.п., а не лавка старьевщика, как это было в прошлом.
    Это так, к слову. А я все-таки про Мартыново писал. :)

    ОтветитьУдалить
  4. А еще спасибо за внимание к моему первому в этом блоге опыту публикации

    ОтветитьУдалить
  5. Ой, спасибо за публикацию про кацкарей - и что особенно радует, - своими ручками сделанную...
    Мне тоже кажется, что Кацкая волость, музей в Мартынове, вся исследовательская, экспозиционная и мифотворческая деятельность - феномен отдельный, поражающий успешностью. И хотя без Гречухина и предыдущего мышкинского музейного опыта вряд ли бы и произросший, да, - но все же про Мартыново точно нельзя говорить, что это "примышкинское море"... Явление очень самобытное, отдельное и не бывшее самодеятельностью никогда.
    Анализу хочется!!!

    ОтветитьУдалить
  6. А вот что мне написал Сергей Тменяткин, узнав про материал о Музее: "Отвойнёё забаю! Акурат к моему нню натоенья!"

    ОтветитьУдалить
  7. А что же в туалете-то не пахнет? Вроде, нетрудно все организовать...

    ОтветитьУдалить
  8. А все ж лавки старьевщика хочется... Оно такое наивно-подлинное.


    Мифотворчества там, в темняткиной вотчине, немеряно. Хотя бы - по части якобы диалекта. Каждый, кто по области, особенно по ее северу, путешествовал - согласится: то, что представлено как нечто особенное, как диалект кацкий, - есть ярославский говор. Плюс, конечно, так сказать, феня сельского пролшетариата. И отходников, и оседлых. Мышкин, Брейтово, Тутаев, Пошехонье, Данилов, Любим, Вятское...

    Да что говорить, я такое в борисоглебских селах и деревнях слыхивала. И в ростовских.
    А прибаутошность в речи устной и письменной - от того же Гречухина воспринята, который сейчас, мне кажется, иначе уже и не пишет. Его предшественники - Салытков незабвенный - писал строго, по-учительски ))

    ОтветитьУдалить
  9. Когда мы были в Чухломе, Дима вспомнил, что у мышкинцев была такая пьеса - "Чухломич в гостях у Пошехонца". Все-таки, молодцы они. Надо же так чувствовать русский язык...

    ОтветитьУдалить
  10. А про типологию музеев - отдельная песня, конечно. Одна моя знакомая, вроде, диссертацию собирается писать про эти разные негосударственные музеи.

    ОтветитьУдалить
  11. >А что же в туалете-то не пахнет? Вроде, нетрудно все организовать...

    Я как-то не задумывался над тем, что в туалете ОБЯЗАТЕЛЬНО должно пахнуть туалетом. Наоборот веками русский обыватель мечал о теплом, чистом и непахнущем нечистотами туалете, приводя в пример опыт посещения отхожих мест "на Западе". И вот, когда это свершилось, некоторые скептики как будто требуют вернуться к истокам и вернуть это достойное наследие в нашу повседневность.

    Между тем, в кацком краю родной запах устранили старым дедовским способом: в выгребную яму сыплют древесную золу. Потому и не пахнет. Поэтому, чтобы организовать, следует отказаться от опыта предков-крестьян и вернуться к достижениям городской цивилизации общественных туалетов...

    ОтветитьУдалить
  12. Итак «писпащатный аналиссс» кацкага кейса

    Чтобы провести анализ призываю по мере моего описания задавать вопросы и вносить коррективы: что, собственно, анализируем, а потом синтезируем; что генерализируем, а что дифференцируем и проч.

    Для начала феноменология
    Деревня Мартыново находится примерно на полпути между Угличем и Мышкиным. Дорога неплохая, указателей нет.
    Музейный комплекс на сегодня состоит из 3 зданий: в одном музей, в другом – место для музейных программ, третье – еще не совсем освоено, хозяйственное, со скотным двором. Все избы рядом в конце деревни. Рядом автостоянка.

    Музейная программа состоит из экскурсии по избе с сохраненным в основном интерьером прежних хозяев, включены предметы быта XIX-XX вв., от традиционных (этно- горшков и корзин) до советских (одежек, вымпелов), по сараю и надворным постройкам. Иногда – прогулка по деревне. Потом программа посиделок с едой и коменичанием. Особенность экскурсии в том, что она – при весьма стандартном исполнении – не заезжена. Старые музейные волки знают, что иногда экскурсовод произносит текст автоматически, свободно отвлекаясь на самые разные мысли. Здесь этого нет. Экскурсия проводится в форме беседы, даже собеседевания, что проявляется скорее в интонации, нежели в понуждении к диалогу, беседе. Постоянный плавный переход от показа вещей к упоминаниям, например, о своей бабушке или своем доме, как сейчас и как было. В манере общения нет дидактики. Не сказать, что экскурсоводы подыгрывают туристам. Желающим показать эрудицию не мешают, включают в беседу, выслушивают радостные реплики, задают вопросы и проч. Меня удивляет абсолютная взаимозаменяемость экскурсоводов. Я слышал многих. Уровень у всех одинаковый. Интонация и манера – разные. Весьма традиционный для экскурсии показ и завлекательно-развлекательный рассказ (а показ – обязательно показ) всегда сопровождаются комментариями научно толка и пояснениями. Незнание чего-то или затруднение в ответах на вопросы не скрывается: равноправие и равноучастие в понимании, в попытке понять и выяснить.
    Особенно, в открытую это делается во время коменичания, когда переодевание сопровождает игру, а возврат к обычной форме одежды означает переход к объяснению сыгранных сцен.

    В экспозиции почти нет этикетажа, как, впрочем, и самостоятельного осмотра. Одиночные туристы практически не водятся, а экскурсии проводятся и для малых групп, прибывших вдруг самоходом. Но обычно принимают по заявкам. До эпохи мобильной связи это было очень трудно. В деревне всего 2 телефона.

    ОтветитьУдалить
  13. Для лютых хотельников типологизации :)
    Перед вами - успешно работающий экомузей.
    Про европейский такой опыт см. журнал MUSEUM разных лет.
    Респект и уважуха, конечно, герру Темняткину!

    ОтветитьУдалить
  14. Вот книжка на глаза попалась: "Кремль - детям" (вып. 1. М., 2002, материалы какого-то всероссийского фестиваля. Сценарий игровой экскурсии (Моск. Кремль):

    ...Экскурсовод: Скажи нам, государыня-царица, зачем здесь иконы висят, когда церковь в доме есть?
    Царица: Так о злых духов да людей, от сглаза да зависти, в помощь добрым христианам образа даны. Одни в красном углу стоят, им молитвы возносят, другие над дверью висят, покои оберегают...

    ОтветитьУдалить
  15. >Вот книжка на глаза попалась: "Кремль - детям"...

    Это что значит: и за кремлевский базар кацкари в ответе?

    ОтветитьУдалить
  16. Так все тот же музейный наив. Сориентированный на одно и то же - развлекаловку.

    ОтветитьУдалить
  17. А что такое "музейный наив"? Что такое "развлекаловка"?

    Среди функций музея есть и рекреационная, сиречь развлекательно-отдыхательная. Пусть будет, если сделано хорошо, профессионально.
    Но ею же музей не исчерпывается, в том числе и кацкий...

    ОтветитьУдалить
  18. ))) Определения не дам. Я так чувствую. А я в музее - потребитель. Где лжа, а где правда - почувствую. И не одна я.

    Расскажу любимый анекдот, который уже рассказывала. Дама из музея детям худстудии лекции читала об иконописи. Провожаю дочь (возраст - начальная школа) на занятие, спрашиваю, что нынче делать будут. Дите отвечает: Ааа, опять Вера Ивановна будет вспоминать, что на прошлом занятии говорила. Я: "???!!!" Она: "Да: "Давайте вспомним, дети, о чем мы говорили в прошлый раз"..."

    Те же дети, вспомните, кто обременен, своих, к приобретению и освоению знаний относятся очень серьезно. Пока сил хватает, рассматривают, задают вопросы.

    И девка в сарафане или мужик в кафтане как посредник между дитем и музеем - и лишнее, и снижающее эффект.

    ОтветитьУдалить
  19. > И девка в сарафане или мужик в кафтане...

    Дык это ж в Ростовском музее, в Коломенском видел тож. Причем тут кацкий?

    ОтветитьУдалить
  20. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  21. Кстати, а почему у них капуста такая поганая? Туристов можно было бы припахать - или гусениц собирать, или хоть золой посыпать! (или дустом - как в старину)

    ОтветитьУдалить
  22. > ...в чём же секрет успеха? Подвергни ж усё биспащадному аннализу!
    > Анализу хочется!!!
    > Беспощадный анализ, конечно, нужен...Кто бы его сделал!
    > Чтобы провести анализ ... задавать вопросы и вносить коррективы: что, собственно, анализируем, а потом синтезируем; что генерализируем, а что дифференцируем и проч.

    И вот к чему сводится интерес: а почему у них капуста такая поганая?

    Будем обсуждать качество капусты на глаз?

    ОтветитьУдалить
  23. Глаз агронома-профессионала капусту оценил - повреждения значительные.

    Барашков надо пасти, а не в загоне держать на потеху туристам.

    Вот это все - тоже лжа.

    Хотя, впрочем, капуста очень правдива. Если учесть, что ярославскому крестьянству всегда было слегка наплевать на сельское хозяйство, поскольку в отход ведь все рвались. И эта веселая жизнь, когда бабы - дома на полях и огородах (наши, поречские, все больше поденщиков кашинцев нанимали ))), а мужики до михайлова дня в городе - в деревнях и селах Кацкой волости имела место быть.

    Хе-хе, сейчас только картинку со схемой рассмотрела. ПМК - организация мелиораторов. Я даже сразу не вспомнила, как это слово говорится. Надо - пэ-эм-ка. И означает не "организация мелиораторов", а передвижная мелиоративная (или механизированная?) колонна. А! Нет! ПМК - передв. механизир. колонна. МПМК - мелиоративная ПМК.

    Для ФАП сообразили, как аббревиатуру расшифровать, а вот ПМК - нет.

    ОтветитьУдалить
  24. ПМК - это уже не абревиатура, а топоним-символ эпохи. Расшифровать для порядка, конечно, стоило бы. Я, например, встречал название ПМК как имя собственное. Ведь обычно не расшифровывают то, что общеизвестно и вошло в речь, как самостоятельное слово: ЦБР, СТО, ЦБС. МУК, ГУК, ООО, ОАО и прочие безобразия речи.

    ОтветитьУдалить