пятница, 6 марта 2009 г.

Ксения Никольская. Love story


Бабушка - Грачева Ольга Сергеевна , 1929 , Ленинград. Год, когда она встретила дедушку.

Своего деда я не помню. Когда он умер мне было всего 2, 5 года. Были гости, он сослался на головную боль и пошел в соседнюю комнату прилечь. Через полчаса позвали пить чай – дед был мертв. Он никогда ничем не болел и ни на что не жаловался, он просидел в лагере почти 20 лет …

Говорят он был очень высокий и походил на голливудскую звезду тех лет Дугласа Фербенкса. Он носил подтяжки и никогда не позволял себе появлятся без пиджака в присутствии женщин. Мать говорит, что его ладонь была такой большой, что в ней целиком умещалась моя детская попка.

Его жена – моя бабушка – влюбилась в него , слушая как он служит в Казанском Соборе , что на Невском проспекте , тогда уже в Ленинграде. Они студентки Университета бегали туда чтобы посмотреть на красивого протоиерея. В священники его посвятил Митрополит Виниамин ( расстрелянный Советской властью) и направил сперва служить в Церковь Серафима Соровского, что у завода Большевик ( Обуховский) за Невской заставой.) До этого дед учился в Московском Университете на юридическом и в Петрограде на философском , откуда его забрали в армию в Тифлисскую школу прапорщиков. С этим этапом его жизни связана одна забавная история: дед ехал в поезде и вез миллион казеннных денег, которые поддавшись под влияние проффессиональних катал, проиграл ло копейки. Ему светил разумеется трибунал, но некто проходящий мимо, видимо добрый ангел , велел поставить часы и играть на все. Дед отыграл обратно все деньги, но с тех пор карты в руки не брал никогда! Поэтому, что такое игральные карты я не знала возмутительно долго, в нашем доме их никогда не было.

Познакомились дед с бабушкой случайно в компании , он ухаживал за ее подругой. Тогда среди духовенства пошла волна прогрессивного пересмотра христианства в связи с отделением церкви от государства. Дед ходил в обыкновеной одежде - брился и стригся как все люди. Бабушка в разгаре вечеринки вдруг потеряла сознание, все ее сестры и братья уже преболели скарлатиной и вот настала ее очередь, а он повез ее в Боткинские бараки…

На тот момент дед стоял на распутьи : у него было 2 пути –в церковная карьера, чему были все предпосылки, бывший ректор Тульской Духовной Семинарии, где учился дед, Алексий, стал к тому времени патриархом, но для этого дед настаивал на постриге в монахи, чего не одобряли его наставники, или в светскую жизнь. Но к этому времени, он разочаровался в церкви, считая, что она погрязла в интригах и мало заботиться о верующих, вместо того чтобы использовать новые возможности. В 1930 году в Вечерней Красной газете сделал объявление , что снимает с себя сан и перестает быть священником. Вскоре собор стал музеем религии и атеизма…..

Они стали жить вместе с бабушкой, которая был на 12 лет его младше. Они не венчались и не регистрировались, не носили колец, так как в те годы никто не венчался и регистрировался. В 1931 родился мой дядя – мамин брат. В декабре 1934 убили Кирова. 13 января 1935 арестовали деда. В марте судили: статья 58 параграф 10, и отправили на Колыму. В 1937 году молодой специалист геолог Ольга Грачева завербовалась в Дальстой и по Колымской трассе вместе с маленьким сыном отправилась к мужу. Провожать ее пришла одна подруга, родители не одобрили идею ехать вслед за заключенным.

Шли годы. Дед то сидел в лагере, то выходил, в зависимости от смены начальства, валил лес, а Ольга Сергеевна искала полезные ископаемые, спускалась в шахты. По иронии судьбы сделала карьеру, став большим геологическим начальником, сидела поздно ночью в кабинете в ожидании возможного звонка, Отец Народов как известно работал по начам… У нее был авторитет, позволивший ей сделать много полезного, ее беcприкословно слушались и даже боялись, не смотря на крошечный рост. Как то она спасла коллегу геолога, которого урки проиграли в карты, просто посадила в свою начальскую машину, на глазах у всех и увезла… Высокий статус не избавлял ее от обязанности обучать маркшейдерскому делу заключенных, уголовных преимущественно. Она вела занятия с 20-тью урками одна, каждого называя на «Вы» и по имени отчеству, охранник с ружьем охранял ее снаружи… В последний день учебы на ее столе появился огромный букет Иван Чая в банке из под лендлизовской тушонки. С тех пор это были ее самые любимые цветы. Эта храбрость давалась не легко - она выкуривала по две пачки Беломора в день. Когда она лежала в роддоме с мамой коллеги мужчины собирали ей Казбек в передачу, но выкурив последнюю папиросу перед родами непосредственно, во время кормления она себя сдерживала. В 1952 она нашла редкое месторождение олова и получила орден Ленина и личную благодарность Сталина. Когда умер Сталин, молодой журналист в Семчане, поселке где они жили , написал про нее статью в которой, назвал ее декабристской. Журналиста тут же взяли, и только личное вмешательство Ольги Сергеевны спасло его от тюрьмы. После смерти Сталина, семья смогла вернуться в Ленинград, но Ольга Сергеевна еше несколько лет продолжала работать до завершения контракта.
Я ношу фамилию и отчество деда , родной отец не был уверен, чего от хочет, поэтому в метрике ,чтобы место не было пустым , записали деда. Это конечно добавляет приключений, потому, что когда я пишу в официальных бумагах, что мой отец Никольский Георгий Михайлович родился в 1895 году, многие удивленно вскидывают брови – дескать вот они русские богатыри и в 78 лет могут родить дочь!

Но я рада что так получилось…

Ксения Георгиевна Никольская


Бабушка перед отъездом на Колыму, куда она завербовалась специалистом геологом, чтобы сделовать за мужем, осужденным Никольским Георгием Михайловичем. Ленинград , 1937. «Милому Жореньке от Оли» - написано на обратной стороне фотографии.


Бабушка - руководитель геологической партии. Сеймчан, Колыма, 1938.


Бабушка, разконвовированный дедушка и дядя Марк. Оротукан. 1940.


Бабушка со значком "Отличник Дальстроя" , Сеймчан, 1950.


Бабушка - шахтер, прииск Лазо , шахта где добывали олово, возможно снято в тот день, когда ее коллеги, маркшейдеры, спустили ее в шахту без страховки, как наказание за то , что она будучи начальником, вылила ведро браги, 1952.


Бабушка с орденом Ленина, полученным за открытие месторождения олова, в офисе. Нижний Семчан, 1953.

2 комментария:

  1. Действительно, Ваша бабушка декабристка. И не пропала, не сдалась, а стала таким классным специалистом, где и не всякий мужчина выдержит. Представляю этот первобытный быт, вот на фото газеты на стене. И надо растить и учить детей.
    А ведь Сеймчан - практически полюс холода. Знакомые моих родителей в 60-гг уехали туда на заработки из Москвы, "за длинным рублем", детей же побоялись взять, надо пожить в таких климатах, чтобы оценить этот рубль.

    ОтветитьУдалить
  2. Думаю у нее просто не было особого выбора, но сила характера была
    невроятная не смотря на 150 рост
    И ирония всей ситуации, в том , что если бы не Колыма, дед бы ушел в Ополчение и мог бы погибнуть где нибудь на Невском пятачке, а бабушка с дядей умерли бы от голода в блокаду, мать вообще могла бы не родиться, не говоря уж про меня ....

    ОтветитьУдалить