воскресенье, 19 апреля 2009 г.

Музей и город




Часто музеи недооценивают свое влияние на ситуацию в городе. Не чувствуют своей силы, что ли. Но часто и городская власть недооценивает значение музея. Для меня, как для человека, работавшего как с одними так и с другими, очевидно, что в очень малом количестве российских городов отрефлексированы отношения между музеем и муниципалитетом, а так же между музеем и городским сообществом. Проблема не в том, что их нет. Это не так и отношения конечно есть. Просто они не осознаны с неформальной, социологической точки зрения, а потому не технологизированы и соответственно не капитализированы.
Но прежде чем сделать какие то выводы, и может быть дать подсказки исходя из опыта работы, я хочу рассказать про свой личный опыт работы. Обычно, по какому бы делу я не приезжала в город, я всегда иду в музей. Даже если я приехала для проведения семинара с Комиэерго, я все равно иду в музей. И это не потому, что я вундеркинд и знаю как нужно поступать. Нет. Просто я люблю ходить в музеи и особенно в новых для меня местах. Обычно во всех городах есть краеведческие музеи. Они все очень разные, но всегда являются самым доступным инструментом заглянуть внутрь местной жизни. Особенно хорошо посмотреть на экспозицию с каким ни будь музейным сотрудником. Можно с директором, можно с научным сотрудником, хотя можно и с экскурсоводом. Важно только задавать правильные вопросы. Хорошо бы еще купить все, что продается про город в местных лавочках и распечатать фактуру, которая висит в Интернете. Один день, проведенный в качестве профессионально заточенного туриста и про город можно узнать гораздо больше чем из всех аналитических отчетов, которые предоставит администрация города. Но это я увлеклась советами, о которых меня никто не просил. А рассказать я хотела не про это.
А про то, что, появляясь в разных городах, я всегда шла в музей и о том опыте, который я вынесла, побывав в сотне таких ситуаций. Например, в моем любимом городе Шелехове. Когда мы туда приехали, то первое что увидели рядом с нашим пансионатом-гостиницей – музей Шелехова. Среди бараков и чуть более поздних трехэтажных панельных барачнообразных построек стояла избушка, окруженная забором. Мы увидели табличку музей и я, конечно же, туда собралась зайти. Оказалось, что нам нужно спешить в администрацию и мой коллега меня не отпустил. Мол, досуг потом. Но когда мы были в кабинете зама мэра по развитию, туда пришла приятная женщина, которая оказавшаяся директором музея. Ее звали Наталья Ивановна Волкова. Она нас пригласила к себе и через час я была уже у нее в кабинете. С начала она показала первый этаж, посвященный истории города Шелехова как промышленной слободы при индустриальном гиганте: ИРКАЗе. Потом, немного смутившись, сказала что город назван в честь великого русского путешественника Григория Иванович Шелехова, который считается русским Колумбом. Так как Шелехов к городу не имеет никакого отношения, то в некотором смысле это самозванство. Город был построен в 60е годы прошлого века и нужно отметить, что даже обозы, на которых отправлялся Шелехов в свои странствия проходили в другой стороне. В городе Иркутске есть музей, который освящен русско-американской компании, и там, по идее, и должен был бы быть музей, ему посвященный. Но городу нужно было искать собственное лицо, собственную идею и решили не упускать возможности использовать имя великого путешественника, жившего несколькими столетиями раньше в близком Иркутске. Так и появился музей Григория Ивановича Шелехова. Всего музею около 15 лет. Построили такую избушку потому, что времена были не богатые, чтобы проект заказывать дорогой, но с другой стороны она выполнена в стили того времени, когда жил главный герой.
После такой преамбулы Наталья Ивановна нас повела на второй этаж и показала экспозицию посвященную жизни самого Григория Ивановича. Оказалось, что этот музей входит в сеть тематических музеев, участвует в сетевых ежегодных конференциях и делает много в исследовательской и изыскательской работе по теме освоения Русского Севера. Имеет побратимские связи с Аляской и с Японией. Тут хранится много подлинных вещей и что местные детишки ездят в Японию по обмену школьниками и учат японский язык. Конечно, на 100% это было возможно благодаря бурной деятельности директора и коллектива музея. Но с другой стороны, в городе существует актив местного сообщества, в который входят все руководители всех учреждений культуры, многие предприниматели и общественники. Им совсем не нужна организация их деятельности со стороны муниципалитета. Встречаются они и на территории клуба и на территории музея. По сути, это и есть модель того самого гражданского общества на микроуровне. Над этой темой сейчас принято иронизировать на уровне считающих себя официальными СМИ, но без него сложно представить себе экономическое и социальное развитие города и территории в современном мире. Лидеры общественного мнения в городе, как выяснилось, на тот момент, в администрацию муниципалитета не входили, но при этом очень влияли на ситуацию в городе в целом. Они научились привлекать средства на реализацию своей деятельности из разных источников. Привлекать партнеров и вообще жить совей самостоятельной и вполне полноценной жизнью. Правда, впоследствии Наталья Ивановна стала депутатом районной Думы, а еще позже руководителем отдела культуры, но на тот момент, когда мы познакомились, она была просто директором музея. Все вечера, которые были отпущены нам командировкой, мы проводили в музее обсуждая, чем живет город и о чем бы мечталось.

Там же появилось много замечательных идей, попавших впоследствии стратегию развития города и района. За время, пока мы работали с этим проектом, город и район разделились, и вместо одной общей стратегии развития нам пришлось писать две. Одну для Шелехова, а другую для района и сделать все подразделы для муниципальных поселковых образований, которые вошли в Шелеховский муниципальный район. Нужно сказать, что со мной работали замечательный коллеги из Фонда Институт экономики города, которые быстро и без напряжения сориентировались на мой стиль работы и мои интересы и не мешали. Мне тогда удалось побывать во всех поселочках, для которых мы должны были что то написать. Познакомилась со всеми главами и посмотрела их отчеты и поговорила по несколько раз за время работы. Нужно тут упомянуть, что технология работы в Фонде, этого, как правило, не позволяла. Нужно было быстро все прочесть в отчетах не выезжая из Москвы, а потом съездить, подтвердить свои гипотезы в администрации, а потом, вернувшись быстро, быстро написать текст. Однако моя деятельность была связана с культурой. Которую мы пытались использовать как ресурс развития этих территорий. Это была достаточно трудная задача. Так как никаких легитимных технологий, которые бы позволяли действовать по шаблону, у нас в стране не было, да их и сейчас нет. Есть лишь единичные случаи, когда Вячеслав Леонидович Глазычев помогал семь лет Мышкину использовать его бренд мыши, который достался им не по их выбору. Был Великий Устюг, где музейщики придумали на проектом семинаре, кажется у Зуева Сергея Эдурдовича, Деда Мороза, а впоследствии его подхватили на руки федеральные власти и понесли как политический щит и меч, забрав у музейщиков и сделав из этого новый Дисней ленд. Были и другие примеры. Однако это не стало общей описанной с технологической и идеологической точки зрения тенденцией. Так как в нашей стране тогда только обсуждалась концепция культурной политики и на сегодняшний день ее по-прежнему нет, то приходилось на муниципальном уровне обсуждать их собственное самоопределение в этом направлении. Кажется, что для некоторых городов был действительно выход не только развиваться, но и остаться в живых используя культуру и историю как ресурс. Примером тут может стать город, который до сих пор вызывает во мне острые переживания и в котором я не была уже несколько лет из за его удаленности. Я имею в виду Александровск-Сахалинский. О нем я хочу написать потом отдельно. Уж слишком остро судьба этого города и тех людей, которые там живут, тронула меня. Но вернемся в музей города Шелехова.
Итак, мы видим подлинный постаментик на котором сто лет назад где то в Рыльске стоял первый бюстик Шелехова, где он родился и вырос. По какой то причине памятник был разрушен, но табличка и постаментик сохранились. У этого постамента есть своя история, но вот почему его подарили в этот музей? Еще в музее храниться подлинная табличка, которые он расставлял на новых рубежах. На них написано что то вроде: Сия земля принадлежит государству Российскому. Шелехов открывал русскоязычные школы для аборигенов и привозил своих людей для того, чтобы они управляли территорией. В частности, известный Сахалинский персонаж – Звездочетов был управделами Шелехова. Кто то Шелихову сказал, что хорошо бы доложить Екатерине что ее именем он осваивает земли и уже приличное их число присоединил. На этих территориях местное население за свой счет обучает русскому языку и к работе в своем бизнесе вовлекает. Григорий Иванович так и сделал. После чего Шелехов получил возможность безналоговой торговли на 150 лет. Собственно благодаря этому и просуществовала очень успешная Русско-Американская компания примерно столько лет после его смерти лет. Оказалось, что у него было много детей и что его зять был героем нашего любимого романтического сюжета «Юноны и Авось». Тем самым русским генералом, который после смерти жены отправился в путешествие и встретил прекрасную девушку, полюбил ее и поехал в Россию чтобы вернуться. Он умер от тяжелой болезни в пути, а она его ждала всю жизнь.Оказывается, что именно тесть – Григорий Иванович вытащил его из депрессии отправив в дальнее путешествие. Но видимо не судьбы была этому романтическому человеку стать счастливым и долго прожить. Шелехов очень любил зятя и страдал с ним вместе после его жены и его дочери, а потом страдал потеряв любимого зятя. Нужно сказать, что интерпретация в таких местах большой истории всегда удивительна. Так как всегда это рассказывается так, как будто вы находитесь в эпицентре событий. Такое же ощущение было и у меня в этом музее построенном совсем недавно в городе – самозванце по названию. Самое главное, что историю то я знаю но почему то у меня тогда появилось странное ощущение золотоискателя. Или нефтеразработчика. Как будто я действительно нефть нашла или золотую жилу намыла.
Кроме этого можно увидеть в музее много документов, которые рассказывают про освоение Аляски и того, почему Россия потеряла этот прекрасный суровый край.
Помимо этого мы разгадали в музее секрет хорошей дороги от аэропорта к кладбищу города. Оказывается, покойный мэр города Номи, который связан до сих пор побратимскими связями с Шелеховым, являлся отцом Премьер министра Японии. И после своей смерти завещал шестую часть своего праха похоронить в Шелехове. Когда он умер его сын так и сделал, а следовательно, когда бывает в России, всегда навещает могилку своего отца. В музее хранится много фотографий как Путин, тогда Президент РФ и Премьер министр Японии посещают могилку его отца. Так как в Иркутский аэропорт летают самолеты из Японии и делают стыковочные рейсы, то ждать важного гостя можно в любой момент, а значит, дороги должны быть хорошими.
Кроме того, узнали мы в музее что много туристов, которые приезжают на Байкал из Японии, нет, нет, да и заглянут на могилку своего соотечественника, так как у них это принято.
Тогда мы, конечно, поддержали идею развития музея шире своих границ. Долго говорили со всеми замами мэра и мэром города того времени о том, что нужно использовать этот ресурс для городского развития гораздо шире. Сделав из города если не туристическую Мекку (для этого у него ничего нет), а хотя бы транзитный центр для туристических потоков. Что это важно для городского самосознания и для инвестиционной привлекательности территории города и района. В общем говорили все, что требуется сказать в таких случаях. Начать можно с самого простого. Например, открыв информационно - ресурсный туристический центр и вписав в деятельность музея весь район. Так как автобусы с туристами проезжают мимо по всей территории района, практически нигде не задерживаясь к Байкалу, в сторону Листвянки. Но тогда это было бы слишком быстро. Мэр не был готов. Собственно он и не стал готов и потом, так как его быстро убрали. Вместо него появился другой человек, которому нужно было объяснять все с начала. От забора, что называется, а у нас уже не было возможности, сил и времени. А преемственности у нашей власти нет. В тот момент я поняла, что стратегиею развития бессмысленно крепить на первое лицо. Это в европейских или американских городах можно. А у нас, все что было наработано при прежнем мэре всегда выбрасывается в помойку. В связи с этим тогда я приняла решение что нужно придумывать и работать в таких технологиях, которые позволяли бы обращать в стратегических партнеров тех самых лидеров общественного мнения, в число которых входит как правило и директор музея. Мэры приходят и уходят а директора музеев остаются. Особенно это верно для маленьких городочков, где плотность местного сообщества высока. Через какое то время активная директор музея стала руководителем отдела культуры Шелеховского района. Что она делает сейчас, если честно, я не знаю. Но думаю, что она собственно осуществляет нами тогда придуманное. А именно делает музей больше чем просто музей.







Удивительно что текст получился совсем не в моем духе. Даже пафосный чуть чуть. Но с другой стороны может я просто без них скучаю? Только и всего? Пора вернуться...

Комментариев нет:

Отправить комментарий