вторник, 7 апреля 2009 г.

«Самая дорогая усадьба в России». Постмодернизм, прости, Господи...



Про усадьбу подробно здесь:
"Самая дорогая усадьба в России в кризис подорожала еще на 16,5 процента
Несмотря на кризис, рублевая стоимость усадьбы "Евразия" на Рублево-Успенском шоссе в Подмосковье выросла примерно на 16,5 процента. Об этом сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на данные компании "Усадьба", которая является эксклюзивным продавцом объекта. "Евразия" является самой дорогой из продающихся усадьбой в России, осенью 2008 года она вошла в пятерку самых дорогих домов мира по версии журнала Forbes.
"До кризиса усадьба "Евразия" оценивалась в 100 миллионов долларов, однако сегодня она экспонируется за 80 миллионов долларов. В то же время, в рублях цена усадьбы только выросла - с 2,4 миллиарда рублей до 2,8 миллиарда рублей", - пояснила агентству директор департамента маркетинга компании Светлана Земцова."
http://realty.lenta.ru/news/2009/03/27/usadba/
и здесь
http://www.gdeetotdom.ru/news/estate/1811320/

Архитектор не российский. Француз. Но архитектура отсылает нас отнюдь не к европейским образцам.
Фасад с двумя фланкирующими башнями – не новость. Он восходит еще к 9 веку и впервые появился, если не ошибаюсь, в архитектуре аббатства Сен-Рикье. Этот мотив неоднократно повторяется потом в порталах романских и готических церквей. Однако, как мы увидим ниже, решение предложенное в этой усадьбе, абсолютно русское.
Судьбу композиции с двумя фланкирующими башнями на русской почве описал А.Г. Мельник. Она впервые (?) была использована в композиции Спасской башни Московского Кремля (фланкирующие башни бастионного типа были снесены в 18 в.). Ниже - фрагмент плана кремля рубежа 16-17 вв. из собрания ГИМа. Воспроизведен по книге И.А. Бондаренко "Красная площадь Москвы" (М., 1991. С. 51.)


Это решение было использовано в архитектуре Ростовского архиерейского дома («Ростовский кремль») и, затем, широко использовалось в других постройках ростовских зодчих. (См.: Мельник А.Г. О происхождении композиции надвратных церквей с двумя примыкающими башнями Ростовского кремля // Мельник А.Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 52-55. См., также, здесь: http://www.rostmuseum.ru/publication/historyCulture/1991/melnik01.html)


Фото взял отсюда:
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0245/ph0245_1.htm

Ростовский кремль для русского общества рубежа 19 – 20 вв. - своего рода символ Древней Руси (А.Г. Мельник). Восходящие к этому образцу решения широко использовались и в архитектуре того времени. Характерный пример – здание Ярославского вокзала, построенное в 1902 – 1904 гг. Ф.О. Шехтелем в неорусском стиле. На фотографии хорошо видно, что главный вход в вокзал фланкируют полукруглые башни совершенно в духе Ростовского кремля. Собственно, это решение связано и с направлением движения поездов с вокзала – на Ростов и Ярославль. Еще раз – Ростов Великий был, в то время, для русского общества гораздо более значим, чем сейчас. (Фото из Википедии.)



По всей видимости, на рубеже 1910-х гг., композиция с фланкирующими башнями становится одной из излюбленных для А.В. Щусева. Он использует ее в здании Казанского вокзала, над которым работает тогда же. Возможно, именно тогда он на нее и «натыкается» в шехтелевском Ярославском вокзале. И использует тот же мотив в другом здании на той же Каланчёвской площади.
«Вокзальное» направление в нашей теме А.В. Щусев продолжил в Муроме, где в 1912 г. им был построен вокзал. В том же неорусском стиле. Для вокзала характерна симметричная трехчастная композиция с развитой центральной частью и двумя фланкирующими башнями. Вот, ниже, фотография. Ничего не напоминает? У меня, например, нет сомнений в том, что именно муромский вокзал стал прямым источником вдохновения для архитектора той рублевской усадьбы, которой посвящен пост.



А вот, ниже, и еще один прямой источник вдохновения. Это тот же Щусев. И тоже начало 1910-х гг. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Посмотрите на это ассиметричное решение! На покрытия башен, особенно! Ничего не напоминает? Это, конечно, уже прямая цитата.



Архитектор рублевской усадьбы добавил и кое-что от себя. Вот, скажем, центральный корпус, к которому эти щусевские башни примыкают. Он мне тоже кое-что напоминает, только уже из другой оперы. В 50-х - начале 60-х гг. строили такие, без особых претензий, двухэтажные домики. Дешевые квартиры и небольшие учреждения. На фото ниже они нарядные. С фронтоном, рустовкой и прочими излишествами. Большинство же излишествами не отличались. Просто коробка в два этажа. Как, собственно, и у рублевской усадьбы. Но у меня, к сожалению, фотографий таких, совсем уж незатейливых, домиков нет.





Французский архитектор сохранил крыльцо. Как на муромком вокзале. Тем более, что и щусевская церковь тоже имеет развитую центральную часть. Только, если у Щусева это крыльцо вполне себе в духе крылец 17 века, то здесь мы видим странный такой балкончик и опору на два мощных "косых" пилона. Фронтончик остался. Как у Щусева. И, как у незатейливых советских домиков 50-х гг., между прочим! А сверху, даже вроде как "щипец" какой-то проглядывает. Для пущей убедительности.

Что же получилось в итоге? И чем это отличается от архитектуры того же Щусева?
Конечно, прямые цитаты - это не только не "криминал", это одна из ключевых характеристик современной культуры. Постмодернизм, как-никак! Но. При одном условии. Если эти цитаты работают на новый образ. Если этот новый образ создается. Если художник создает какое-то качественное приращение, а не ограничивается суммой цитат.
Вот был образ, созданный Щусевым... Я, кстати, не скажу, что этот образ мне близок. По мне, так, особенно в случае с храмом, Щусев балансировал на грани вкуса и даже перешел эту грань. Но, тем не менее...
Щусев в обоих случаях обыгрывал две идеи, две мысли. "Мысль православную" и "мысль военную, оборонную". И в обоих случаях это было прямо связано со спецификой места. Церковь - храм на месте величайшей битвы средневековья, с которой, собственно, и началось современное русское государство. Церковь посвящена церковному деятелю, святому, вдохновившему князя и народ на эту битву.
Вокзал - общественное здание в городе, который является родиной самого знаменитого русского богатыря. Илья Муромец - своего рода "эталон" защитника Русской земли.
В архитектуре обоих зданий присутствуют мотивы церковные и мотив своего рода "крепостной стены" с фланкирующими башнями. Ну, в случае с храмом, даже не мотив, конечно, а сам храм. Именно он раскрывает "православную" тему. Лучше и гармоничнее - не придумаешь. А вот "военная тема" звучит в западном фасаде, похожем на крепостную стену и в башнях. Вот только покрытия башен, похожие на шлемы, нам мой взгляд избыточны. Уж очень напоминает то, что сейчас принято называть китчем. Впрочем, сам Щусев, надо сказать, этой идеей очень гордился. Ну, тогда и время было другое. Попроще, что-ли...
В муромском вокзале "церковная" идея выражена слабее. Скорее, просто обозначена. Это - выделенные валиком силуэты закомар на фронтоне. Но, собственно, Илья Муромец, хоть и святой, к церкви относится более косвенно, чем Сергий Радонежский. Да и вокзал - не то место, где уместны избыточные "разговоры" о "высоком". Тем не менее, эта тема звучит совершенно ясно и отчетливо. И в обоих случаях Щусев подчеркивает мошь и основательность башен, в частности - характерными окнами-бойницами.
Как видим, оба сооружения Щусева, ставшие источником цитирования, тесно связаны с определенным набором идей. Идей общественных. Национальных идей. И использованы они именно в общественных зданиях. По крайней мере одно из которых стало национальным символом. А другое - тесно связано с тем набором идей и символов, которые мы привыкли считать национальными.

Не то в нашей усадьбе. Начну с того, что она - частное здание. Приватное. Не общественное. И, даже, не парадная резиденция, скажем, главы государства. Цитаты, использованные архитектором, здесь вряд ли уместны. Они ведь отсылают нас не к определенным идеям, как у Щусева, а к совершенно конкретным, узнаваемым для сколько-нибудь образованных людей, зданиям.
К церкви. И к вокзалу.
Вы бы хотели жить в церкви? А, прости, Господи, в вокзале?

А Вы бы хотели жить в национальном символе? А в пародии на национальный символ?

3 комментария:

  1. ...а такие посты мне очень нравятся! классно!
    и обзор прообразов, и позиция автора...
    спасибо ))

    ОтветитьУдалить
  2. Очень тонко, хорошо. Только из анализа под конец почему-то выпал
    отмеченный вами третий компонент образа - послевоенные двухэтажные
    жилые дома. Так что мотив жилья в этом здании не утрачен, оно все-таки
    не совсем церковь и вокзал. Но в целом на оценку здания это не влияет.
    По-моему, его разбор доставляет больше удовольствия, чем его
    непосредственное созерцание. Во всяком случае, судя по этой
    единственной картинке, архитектура мне не понравилась.
    Сочетание провинциального сталинского жилья с церковью и
    оборонительной башней в целом дает полноценный современный
    суверенно-православный неосталинизм, прости господи. Отлакированный
    современным буржуазным шиком. Не люблю обличать кровавый режим, но у
    меня с ним имеются фундаментальные эстетические расхождения. Поэтому
    мне и не нравится это здание, пусть и спроектированное французом, но
    вполне в путинском духе. Точность стилитического попадания в идеологию
    эпохи я готова признать, но не полюбить.
    Спасибо французу за чуткость. Спасибо вам за проницательность.
    --
    С уважением
    Наталья Самовер

    ОтветитьУдалить
  3. Да, точно, не дописан пост. Петруха недорубил... Отвлекли дела и оставил как есть.
    Зато Наташа нашла очень правильные и точные слова. И, фактически, закруглила тему.

    Можно дальше говорить о том, что в образной структуре этого здания произошло, фактически, замещение. Указанные цитаты отсылают, конечно, к неким идеям, но на первый план вылезла сталинская казенщина.
    Да и идеи-то выглядят молью трачеными. Взять те же башни. На них уже не шлемы, а какие-то игривые "колпачки". Тема обозначена, но в некую меру. Да и стены их потеряли былую монументальность. Они разрушены оконными проемами. Соединенными, к тому же, по вертикали. Похоже на руину. Что касается идеи - так оно и есть.
    Окна - отдельная песня. Обратили внимание на их рисунок, размер? Совершенно казенный! А эти замечательные зеркальные стекла! Прям, от тонированного мерса!
    И, если былая монументальность башен стала траченой, приобрела игривость и ажурность, то ей на смену пришел другой акцент - эти мощные пилоны. Это отсылка уже к какому-нибудь Шумеру.
    Со всеми вытекающими отсюда аллюзиями... Типа, оставь надежду...
    И опять, кстати, Щусев вспоминается. С его Мавзолеем.

    Такой вот постмодернизм... Помесь церкви, вокзала, мавзолея и казенного дома. "Отлакированный современным буржуазным шиком" - Н.С.

    ОтветитьУдалить