четверг, 20 августа 2009 г.

Вот настоящее искусство



Это, вероятно, либо Марфа, либо Мария из Вифании.
Фрагмент росписей второй половины 18 века Троицкой церкви в селе Красное Сумароково Нерехтского района Костромской области. Роспись - излет знаменитой костромской (ярославской) школы живописи 17 века. Но нет в ней никаких признаков упадка.

Часть расположенной в алтаре композиции Сошествие Святого Духа на апостолов. В православной традиции этот праздник отмечается одновременно с днем Святой Троицы. Так, что перед нами, по сути, храмовое изображение.
В селе живет всего одна семья. Церковь не действует и постепенно разрушается. Боюсь, что этим росписям грозит полная гибель уже в ближайшее время.

3 комментария:

  1. Это, собственно, смешанная техника. Немножко фреска, но поверх они проходили клеевыми красками. В 17 веке чистой фрески уже не было. А эти росписи интересны еще и тем, что во второй половине 18 века сохранили и технологию, и замечательное качество работы. обычно, в тех случаях, когда мы видим следование стилю, качество росписи, именно ее творческая составляющая, уже страдает. В этом, конечно, есть свои достоинства. Мне, например, очень нравится примитив. Именно такие, примитивизированные росписи второй половины 18 века, сохранились в церкви села Поречье под Ростовом. И сохранялись, но гибли у меня на глазах в Богоявленском соборе Авраамиева монастыря в Ростове. Черная плесень... Но той "классичности", как в 17 веке, в них уже нет.
    А здесь есть...
    Удивительно...
    Этому не удивляешься в росписях 17 века, но для второй половины 18 века это удивительно.
    Кстати, иконостас (19 века?) этой церкви, вроде бы, перенесен сейчас в Нерехту, в ц. Воскресения (Варваринскую). Надо бы посмотреть на него.
    Напрестольный крест, ровесник церкви, - в Костромском музее.

    ОтветитьУдалить
  2. Я подозреваю, что этот храм поставлен на госохрану и, видимо, имеет статус федерального памятника. Может имеет смысл походить по кабинетам чиновников, да что-нибудь получится. Хотя, не факт.

    ОтветитьУдалить