суббота, 31 октября 2009 г.

Смиренное кладбище


Кладбище деревни Голянищево - одно из знаковых мест в Перемиловых горах. Кладбище расположено на высоком холме над Окой. Вид, который открывается отсюда, не забывается. Лента реки под ногами и уходящие вдаль береговые холмы не имеют признаков времени. Кажется, что так было всегда и всегда будет.
Для кладбища - самое место.
Появление фотографий на могильных памятниках сделало кладбища своего рода экспозицией. Голянищевское кладбище уникальным образом сочетает предельно общее и предельно частное - вневременной эпический пейзаж и заключенные в фотографиях истории жизни обитателей соседней деревни.








































14 комментариев:

  1. хорошо, Серёжа, да.
    а скажи, что ты знаешь про традиции - вот откуда это захоронение на высоте, доминирующей над местностью, в безумном щемящем пейзаже?
    а от поселения - далеко ли?
    извини, я не знаю реалий, из прошлых страничек не запомнила, если было....

    ОтветитьУдалить
  2. извини, невнятно написала, кажется ))
    откуда - традиция, в чём смысл парения - над.
    конечно, я не про конкретное захоронение...
    про конкретное только - далеко ли от поселения.

    ОтветитьУдалить
  3. от поселения - метров 500.
    Что же касается традиции, то традиция была другая. Мертвецов хоронили вокруг приходской церкви. Почти буквально воспроизводя слова "со святыми упокой"... Церковь, как известно, зиждется на мощах святых. Собственно церковью архитектурное сооружение делает антиминс - плат со вшитыми мощами. Антиминс хранится под престолом, в алтаре. Священник служит именно на антиминсе.
    В средневековье мертвецов хоронили ближе к престолу. Самых "заслуженных" - внутри храма. Затем - за алтарем. Ну и так далее. Живые и мертвые существовали бок о бок. Это была, своего рода, единая община. ("Ваш прах лежит вторым за алтарем" - сказал мне краевед Золотарев. Это пишет поэт Вознесенский, приезжавший в Муром искать могилу своего предка, Андрея Полисадова.)
    Традиция была разрушена уже в Новое время. По указу Екатерины кладбища вынесли за пределы населенных пунктов. Причина простая. Все были напуганы эпидемиями и боялись заразы. И стало наоборот. Не кладбище при церкви, а церковь стали строить при кладбище.
    На голенищевском кладбище церкви нет. Видимо, потому, что оно возникло уже при сов. власти. А выбор места отражает, я думаю, эстетические предпочтения самих жителей деревни. Не случайно видовая площадка, которая там существует, привлекает местное население. Видно, что это место используется для пикников. Не самый плохой выбор...
    Можно вспомнить и другие места, когда расположение кладбища тесно связано в Belle vue, с прекрасными видами. Например, в Костромской области, это с. Красное Сумароково, с. Туровское. Можно, наверное и еще вспомнить...

    ОтветитьУдалить
  4. ага, спасибо
    собственно, я как раз про традицию кладбищ на доминирующих высотках без церквей спрашивала. то, что здешнее - советского времени, - ещё занятнее... спасибо

    ОтветитьУдалить
  5. В советское время кладбища устраивали на землях бросовых, для хозяйствования негодных. Без разницы - горушка, пригорок или болотина. Отличный пример - Ростов Ярославской области. Только в недавнее время перестали расширять то кладбище, что всеми своими филиалами раскинулось на болотистых землях при Юрьевской слободе, - и устроили новое место для погребения - у Судина.

    ОтветитьУдалить
  6. Ты уверен, что кладбище советского времени? А нет ли там более ранних захоронений?
    Дело в том, что существует масса примеров когда кладбища, особенно сельские, сохраняли место много столетий, наследуя его еще от курганных захоронений. Так вот традиция хоронить усопших в стороне от поселения, "на высоте, доминирующей над местностью" от туда, когда усопших опасались, место табуировали и сакрализировали. Там, на высоте устраивали капища своих богов. Туда к богам и отправляли усопших.
    Это уже с приходом христианства кладбища переселились к церквям. Но есть масса примеров когда церкви строились на традиционных местах захоронений, в стороне от поселения - погосты. А иногда церковь на таком кладбище так и не появлялась. Ее строили в селе, а хоронить продолжали по традиции на старом месте.

    ОтветитьУдалить
  7. я не случайно попросил примеры.
    "кладбища, особенно сельские, сохраняли место много столетий, наследуя его еще от курганных захоронений".
    Любое такое кладбище - памятник, нуждающийся в монографическом исследовании. Я таких исследований и публикаций не знаю. Возможно, потому, что никогда не был связан с археологией.

    >"Но есть масса примеров когда церкви строились на традиционных местах захоронений, в стороне от поселения - погосты. А иногда церковь на таком кладбище так и не появлялась. Ее строили в селе, а хоронить продолжали по традиции на старом месте."

    И это пишешь ты! После всего, что между нами было! После нашей экспедиции 1999 по погостам Ростовской земли!
    Дим, ты просто забыл! )) Просто посмотри, что такое погосты! Совсем не то, что ты здесь написал! )))

    ОтветитьУдалить
  8. Сережа, не надо семейных сцен! Вот именно, что "после всего того что между нами было"! Вспомни Сережа Петропавловское кладбище в Плесе, где курганы соседствуют с современными могилами и есть разные переходные формы захоронений. Или кладбище в Жажлево Костромской области с почти аналогичной ситуацией. Или погост Михайловский в Ивановской области (его ты правда не видел), именно погост, он так и на картах именуется. А в Красном-Сумарокове, которое ты приводишь как пример, кладбище на могильнике с запоздалой церковью в стороне от села. Или Никольское кладбище в Ивановской области в стороне от села и на могильнике. Есть и другие примеры, в том числе и "погосты", так они в на картах и в документах обозначены. Привел примеры на вскидку. Если надо наберу еще. Жаль что фото в этот раздел поместить нельзя.

    ОтветитьУдалить
  9. Кстати, по поводу необходимости публикации материалов о таких могильниках мы с тобой обсуждали прямо на одном из них, в Плесе на Петропавловской горе.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте. Думаю, я разрешешу ваш давний спор ). Это кладбище досоветствкого времени. На нем похоронены мои предки. На нем, надеюсь, когда-нибудь похоронят и меня. Это может быть, единственное кладбище, где нет места чувству скорби, оно замещается мыслями о вечном и красоте этого мира. По крайней мере у меня

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, Екатерина. Извините, что не сразу публикую. Был в разъездах.
    А где вы живете сейчас? в Муроме? в Нижнем?..
    Просто любопытно.
    Вот мой мэйл:
    591009@gmail.com

    ОтветитьУдалить
  12. ИЗВИНИТЕ ЗА КОММЕНТАРИЙ НО ЭТО КЛАДБИЩЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДОСОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ.а ЕЩЕ НА НЕМ СЕЙЧАС НЕ ВСЕ МОГИЛЫ ТАМ БЫЛ ПОХОРОНЕН МОЙ ДЕД ПОСЛЕ ВОЙНЫ В 45,И ЕГО МОГИЛУ СМЫЛО В Оку в свое время Ока выходила из берегов и подмывала холм на котором стоит кладбище и многие могилы смыло в Оку.

    ОтветитьУдалить
  13. А почему вместо фотографий выходят черные квадраты со знаками вопроса? Можно ли где то посмотреть фото етого кладбища.Я с етих мест,но живу сейчас очень далеко,ищу любую информацию о тех местах.Порекомендуйте,где посмотреть фотки.

    ОтветитьУдалить